Проблема самостоятельности мышления
В значительной степени личностный авторитет определяют по уровню интеллектуальной сферы, сформированной в человеке, самостоятельности его мышления, умственных качеств и способности к аргументированию правильности собственной точки зрения. Однако важно при этом научиться принимать и точку зрения иных людей, одновременно, проявляя сообразительность и остроумие.
Уровень развития самостоятельности мышления имеет непосредственную связь со способностью к принятию взвешенных решений, составлению прогноза на будущее, формированию стратегии
Именно в силу наличия этих причин мышление входит в число основных задач обучения.
Важно научить школьников способности к отделению своей собственной позиции от позиции оппонента или партнера, проведению оценки логики суждений, как собственных, так и «чужих», и овладению приемами доказательства.
Необходимо прибегнуть к созданию таких ситуаций, при наличии которых обучаемый школьник сумеет провести сравнение его индивидуального хода рассуждений с теми рассуждениями,
Дети младшего возраста могут решать эту задачу посредством учебной деятельности, в ходе которой происходит формирование эталонов самостоятельной мыслительной деятельности, требуемых в индивидуальном мышлении. Так как младшие школьники склонны к подражанию в условиях обучения в группе, они эти эталоны быстро принимают на «вооружение».
А вот в подростковом возрасте более успешно происходит развитие доказательности суждений, и усиление внимания к логическим суждениям и позиции соучеников.
Старшеклассниками же аргументируются их суждения в самостоятельном порядке.
Проблема самостоятельности мышления