Проблема самостоятельности мышления

В значительной степени личностный авторитет определяют по уровню интеллектуальной сферы, сформированной в человеке, самостоятельности его мышления, умственных качеств и способности к аргументированию правильности собственной точки зрения. Однако важно при этом научиться принимать и точку зрения иных людей, одновременно, проявляя сообразительность и остроумие.

Уровень развития самостоятельности мышления имеет непосредственную связь со способностью к принятию взвешенных решений, составлению прогноза на будущее, формированию стратегии

жизнедеятельности, построению адекватного образа «Я» и ориентации в любых ситуациях, способах решения проблем и людях.

Именно в силу наличия этих причин мышление входит в число основных задач обучения.

Важно научить школьников способности к отделению своей собственной позиции от позиции оппонента или партнера, проведению оценки логики суждений, как собственных, так и «чужих», и овладению приемами доказательства.

Необходимо прибегнуть к созданию таких ситуаций, при наличии которых обучаемый школьник сумеет провести сравнение его индивидуального хода рассуждений с теми рассуждениями,

что исходят от его одноклассников. Стремление школьников к рассуждениям, высказываниям своего мнения, убеждениям других в объективности изреченным ими истин наталкивается на барьеры в их собственном мышлении. В число таких препятствий входит неумение считаться с логикой другого человека, становиться на его позицию, и анализировать его точку зрения.

Дети младшего возраста могут решать эту задачу посредством учебной деятельности, в ходе которой происходит формирование эталонов самостоятельной мыслительной деятельности, требуемых в индивидуальном мышлении. Так как младшие школьники склонны к подражанию в условиях обучения в группе, они эти эталоны быстро принимают на «вооружение».

А вот в подростковом возрасте более успешно происходит развитие доказательности суждений, и усиление внимания к логическим суждениям и позиции соучеников.

Старшеклассниками же аргументируются их суждения в самостоятельном порядке.




Проблема самостоятельности мышления