Проблема соотношения сюжета и фабулы

В сюжетах одних произведений имеют место своего рода «гармоничные» отношения между ними ; в сюжетах других произведений можно заметить, что характер перевешивает события — он художественно реализуется вне прямой связи с ними; есть и третий тип произведений, в которых события перевешивают характеры, — характеры в них предопределены не всей организацией событий, а лишь общей их направленностью

С основными функциями сюжета тесно связаны его типы, классификация которых устанавливается по признаку характера внутреннего соотношения

и взаимосвязи событий. «События, которые составляют сюжет, — как замечает В. Хализев, — могут соотноситься между собой по-разному. В одних случаях они находятся лишь в временной связи друг с другом. В других случаях между событиями, кроме временных, являются еще и причинно-следственные связи. Так, в высказывании «Король умер, и умерла королева» воспроизводятся связи первого типа.

В высказывании же «Король умер, и королева умерла от горя» перед нами связь второго типа». Тип сюжета, в котором события связываются лишь через временную связь, называется хроникальным. Его название происходит от названия

одного из прозаичных жанров, характерных для ранних этапов развития литературы. Хроникой называли такие описательные произведения, в которых давался ежегодный перечень важнейших событий исторической жизни того или иного государства. Наиболее ярко хроникальный тип сюжета представлен в произведениях автобиографичного характера.

Хроникальным построением сюжета выделяются и такие произведения, как «Гаргантюа и Пантагрюель» Ф. Рабле, «Дон Жуан» Д. Байрона, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина но др. Сюжеты хроникального типа чаще всего, хотя и не обязательно, выполняют в произведении характерологическую функцию. Тип сюжета, в котором события соединены причинно-следственными связями, называется концентрическим.

Для таких сюжетов характерна концентрированность действия вокруг одного определяющего события, которое поставлено в центр сюжета и к которому привлечено все внимание читателя произведения. Единство действия, которое характеризует концентрический тип сюжета, наиболее ярко представлено сценическими произведениями, менее четко — прозой и стихотворениями. Концентрический тип сюжета, как правило, выделяется сложными формами сочетания характерологической и перипетийной функции иногда своеобразной их борьбой. В основе внутренней организации сюжета как определенной последовательности хода и развертывания действия лежит конфликт, то есть определенное противоречие в отношениях между героями, проблема, которая очерчивается темой произведения и, нуждаясь в своем решении, мотивирует то или иное развитие действия.

Конфликт, который появляется в произведении как движущая сила его сюжета и звено, которое совмещает сюжет и фабулу произведения с его темой, может отражаться в литературоведении и другими, синонимическими ему терминами: коллизия или интрига. «Литературный конфликт в его специфической форме принято называть интригой или коллизией.

При этом иногда различают их между собой в том отношении, что под интригой понимают столкновение личного значения, а под коллизией — столкновение общественного значения. Однако, ввиду того, что… личные и общественные противоречия переплетаются, сливаясь в единство, в значении литературного конфликта чаще всего употребляется термин «коллизия» а под интригой понимают запутанность, событийную усложненность сюжета». Любой конфликт имеет обычно свое начало, продолжение, перерастающее в напряжение, в котором противоречия в отношениях обнаруживают себя с наибольшей силой и остротой, и конец — определенное решение, исчерпание тех противоречий, которые нарушали равновесие в отношениях.

Основные элементы, на которые может быть разделено действие сюжета как «коллизии, которая двигается» , совпадают с основными смысловыми факторами развития и решениями конфликта. Поэтому внутреннюю организацию сюжета рассматривают, конечно, как такую структуру построения действия, которая вбирает у себя пять элементов: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Экспозиция выполняет функцию информирования читателя о «расположении сил», которые обозначают конфликт произведения, предыдущее, в самых общих чертах, знакомство с персонажами произведения, введения в ситуацию, в которой вызревает конфликт. Различают такие отдельные разновидности экспозиции: прямая — в начале произведения задержанная — подается после начала действия распыленная — фрагментарная, словно порциями, подается в течение всего действия повернутая — в конце действия. Завязка — тот этап развития действия, который определяет «завязывание» в ней определенного конфликтного узла, очерчивания такого события, которое служит началом развертывания основного конфликта произведения.

Произведение может сразу начинаться с завязки, тогда она, как правило, приобретает более острый и напряженный характер, может создавать впечатление неожиданности и загадочности.

Завязка произведений, которым предшествует экспозиция, отмечается, как правило, более плавным и последовательным ходом действия. Развитие действия — это весь его ход, начиная от завязки и заканчивая кульминацией произведения. Это звено развертывания действия произведения обычно являет собой ряд перипетий, то есть последовательных осложнений действия, цель которых заключается во все большем заострении конфликта, доведении его, до состояния, в котором его внутренняя суть обнаруживает себя с наибольшей полнотой и определенностью.

Кульминация — момент наибольшего напряжения действия, наивысшей точки развития конфликта, момент максимального заострения конфликтной ситуации, очерченной в произведении. Развязка — это и часть сюжета, которая завершает действие, доводит до их логического решения события, завязанные в конфликтном узле произведения, частично или полностью решает внешнюю сторону конфликта, не вычерпывая, как правило, при этом глубины философской проблематики, им поставленной.

Сюжеты отдельных художественных произведений могут включать в себя и дополнительные элементы, среди которых различают: предысторию — рассказ о жизни или эпизодах из жизни героев произведения, что не заключается непосредственно в изображаемом действии; последующую историю — более-менее развернутый рассказ о судьбе героев после завершения непосредственно изображаемого действия; пролог — «начальный эпизод эпического или драматического произведения, в котором что-то сообщается о намерениях и заданиях автора или коротко излагаются изображаемые далее события, или, наконец, изображается определенное событие, которое отделено во времени от основного действия, предшествует ему и проливает на него свет»; эпилог — «завершающая часть произведения. В нем автор обращается к публике непосредственно: выражает какие-то обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит благосклонно отнестись к его произведению». Иногда эпилогом называют последующую историю.

В отдельных случаях сюжетное строение произведения может усложняться введением в него так называемых вставных эпизодов, которые подаются обычно в форме рассказа одного из героев произведения об определенных жизненных событиях, которые к изображаемому в самом произведении действию не имеют непосредственного отношения.

Не мотивируя прямо развитие действия, подобные эпизоды имеют своим заданием проливать дополнительный свет на отдельные его сюжетные звенья, выступая в роли таких аналогий изображаемому действию, что заостряют его конфликтную суть. Сюжет, как и другие элементы предметного изображения, находит свое проявление через словесное, художественно речевое оформление произведения, которое в системе его формальных уровней занимает наиболее внешнее положение и соответственно может быть названо внешней формой произведения.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблема соотношения сюжета и фабулы