Проблема жизненной цели и творческого успеха в пьесе А. П. Чехова «Чайка»

«Чайка» — пьеса об искусстве, о борьбе с консервативностью, поиски новых форм, о мучениях творчества, об ответственности таланта перед требованиями жизни — тем не менее, что очень волновало А. П. Чехова. Проблема жизненной цели и творческого успеха в пьесе ярчайше раскрывается через образ главной героини — Нины Заречной. Мы ничего не знаем, как разворачивалась печальная история жизни этой женщины, ее отношения с Тригориным, рождение, а потом и смерть ребенка, начало артистичных выступлений… Она среди всех героев пьесы более всего

заслуживает нашего сочувствия: бедная девушка, которой не повезло, несчастная любовь, измена того, кого она полюбила…

Но в том, что с ней произошло, и ее вина. У Нины была мечта — играть на сцене. Этому были подчинены все ее мысли и действия.

Возможно, раньше она подсознательно связывала осуществление мечты с молодым драматургом Константином Треплевым. И что же? Спектакль, в котором Нина сыграла роль, провалился.

Молодая актриса не защищала ни пьесы, ни автора. Итак, была, в сущности, изменницей. Когда же ее попросили прочитать монолог, она, «пожав плечами», ответила: «Это так неинтересно!»

Что

привлекало Нину в искусстве? Только слава. «За такое счастье, как быть писательницей или артисткой, я перенесла бы нелюбовь близких, бедность, разочарование, я жила бы под крышей и ела бы только ржаной хлеб, страдала бы от неудовольствия собой, от осознания своего несовершенства, но зато я уже потребовала бы славы… настоящей, громкой славы…» Для героини не было важно, станет она писательницей или артисткой… Безразлично, лишь бы подняться над толпой. А счастье гурьбы, говорит она, «лишь в том, чтобы подниматься ко мне, и она возила бы меня на колеснице». И Тригорина она полюбила потому, что он выдался ей каким-то внеземным, почти божеством: «Пусть вы недовольны собой, но для других вы великий и прекрасный!».

Для других — имелось в виду для нее. Она полюбила не человека, а знаменитость, Тригорин для нее был воплощением ее мечтаний о славе и популярности. Не о служении искусству думала героиня, а о том, что оно может дать лично ей, Нине Заречной. Но прошли два года.

Немало пришлось пережить молодой женщине. Она изменилась, изменились другие герои. Теперь Нина осознала, что сделала не только с собственной жизнью, а и с жизнью Константина Треплина. В отчаянии она говорит ему:

«Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила! Меня надо убить».

Припомним, как в начале пьесы она обратилась к Константину со словами: «тянет сюда, к озеру, как чайку… Мое сердце полно вами», а немного спустя, когда он подстрелил чайку и положил ее к ногам Нины, она уже не понимает его, не понимает, к чему здесь чайка. Героиня говорит: «В последнее время вы стали щепетильным, высказываетесь непонятно, какими-то символами. И вот эта чайка тоже, наверное, символ, но извините, я не понимаю» Нина немного лукавит, так как сама сравнивала себя с чайкой.

Просто она уже разлюбила Константина, он не интересует ее больше. Кажется, что образ чайки постоянно незримо присутствующий в разговорах действующих лиц пьесы. Птиц в беседе с Ниной упоминает Тригорин, который в свою книжечку записывает «сюжет для небольшого рассказа «На березе озера с детства живая молодая девушка, такая, как вы: любит озеро, как чайка, и счастливая, и свободная, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее».

Нину тогда глубоко поразило сравнение ее с чайкой.

«Чайка» — так не случайно со временем подписывала Нина свои письма к Треплеву. В последнем разговоре она уже не соглашается с этим определением: «Я — чайка… Нет, Я — актриса…

В нашем деле — безразлично, или играем мы на сцене, или дышим, главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю про свое призвание, то не боюсь жизни». Нина упоминает давнюю пьесу Треплева, в которой когда-то играла. Лишь теперь она была в состоянии оценить, что слова из той пьесы на самом деле очень эмоциональные.

В конце произведения она, обращаясь к Треплеву, упоминает: «Помните, вы подстрелили чайку? Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил». Для Тригорина — это в самом деле только сюжет для» небольшого рассказа — не больше. А Нина не хочет ощущать себя утерянной, пропащей.

Именно теперь она, когда думает о своем призвании, не ощущает страха перед жизнью.

Писатель Треплев так и не смог достичь той внутренней свободы, которую достигла Нина. «Я все еще ношусь в хаосе мечтаний и образов, не зная, для чего и кому это нужно», — говорит он. В этих словах звучит настоящая трагедия художника. Название пьесы Чехова «Чайка» касается не только Нины, ее печальной истории.

Значение символа шире. Чайка — это и свобода, стремление к свободному полету, это и любовь, а вместе с тем и символ утерянной жизни, памяти, без которой не может жить ни человек, ни человечество вообще.




Проблема жизненной цели и творческого успеха в пьесе А. П. Чехова «Чайка»