Проблематика и поэтика романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака

Это проза поэта, насыщенная образам, философскими мотивами. Центральная проблема — судьбы интеллигенции в 20-м веке. Роман написан о человеке, который сумел в условиях революции, 1-ой мировой войны, гражданской войны, а потом в эпоху обезличивания сохранить в себе личность.

Т. е. П. утверждал самоценность человека.

В момент публикации романа наиболее острой казалась проблема авторской трактовки событий революции и войны. Главный герой видит в этом трагедию России. Эпическая структура романа — осложнена лирическим началом. Природа

одухотворена автором, и наряду с персонажами в движении сюжета участвуют пурга, метель, буря, снегопад. Пурга меняет жизнь.

Одна из тем — любовь. В худ.-фил. концепции романа природа, история, мироздание объединены. Слияние души человека и природы, единство небес, земли и человека, а это конечная цель истории.

Смерть не воспринимается как непроходимая граница между живым и мертвым. С темой бессмертия связана проблема назначения искусства. Искусство размышляет о смерти и непрерывно творит жизнь.

В центре романа — повествование о Юрии Живаго. Его драма — он живет в эпоху, когда жизнь не ценится. Живаго

умирает в конце августа 1929 года оттого, что ему нечем дышать. Тоня, Лара, Павел, Юрий — их судьбы пересекаются, много случайностей, совпадений. Пастернак писал: «Мне посчастливилось высказаться полностью…»

Существенная особенность поэтики романа — стихотворения Ю. Живаго, которые связаны с сюжетом романа. Не все они писались специально для р-на. «Гамлет» соотносится с обликом главного героя — право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи. «Август» — драма Лары и Юрия. Несколько автобиографичных — «Осень» и «Свидание» — посвящены Ольге Ивинской.




Проблематика и поэтика романа «Доктор Живаго» Б. Пастернака