Проблематика и структура «Человеческой комедии»
Я решил избрать именно эту скучноватую, на первый взгляд, тему именно потому, что меня привела в удивление и поразила актуальность тем и проблем, которые прописаны еще в XIX столетии в произведениях Оноре де Бальзака. А все началось из того, что мама подошла к моему письменному столу, открыла учебник и прочитала первую фразу, которая попалась ей на глаза: «Настоящие хозяева жизни — банкиры, ростовщики, торговцы…»
— Аба! Это же кто так пишет? Бальзак. Ничего себе… — А что там такого «ничего себе»? — спросил я. — Подожди,
И с какой-то тревогой в голосе читала дальше: «…вам приходится сжирать друг друга, как паукам», «тот, кто богат — уже не преступник». Точно, это о нас, о нашем времени! — Да нет, это же Бальзак — XIX столетие. Старо, как мир, — заметил я. — Так вот. Я его читала, но больше как-то с точки зрения осуждения капиталистического образа жизни. А он, оказывается, такие вещи писал, будто о нашем времени.
Эти политики, финансисты обманывают, убивают, но со своими «четырьмя миллионами» потом нам еще и морали читают. «Выбросьте все ваши убеждения в мусорницу и не придерживайтесь
И ничего не меняется?!
Весь вечер мама была под впечатление прочитанных слов. Я сначала никак не мог понять, чего она так растревожилась. Но позднее услышал: «Представляешь, я всегда была убеждена, что красть, обманывать — это ненормально. Теперь уже будто привыкла немного, что это принято в обществе.
Но я не думала, что это схема, за которой живут все богатеи — и в XIX, и XXI столетии». Мы только теперь начинаем открывать глаза на их недобродетели, а оказывается, они сознательно, последовательно и давно нас обманывают. И так было всегда…
Теперь я начал читать о Бальзаке в учебнике совсем под другим углом зрения. Он мне стал интересен не только как классик, которого приходится читать, но и как человек, который «копнул» человеческие проблемы. Откуда такое знание жизни у писателя, который не был ни банкиром, ни политиком, ни ростовщиком? Сначала он был никому не известным писателем, который кой-как перебивался на написании дешевых романов, но со временем перед ним явилась большая цель — создать архитектурный шедевр в литературе.
В письме к сестре Лори он писал о том, что имя Бальзака он прославит на весь мир. Бальзак поставил перед собой цель стать знаменитым писателем.
После 1829 года он один за одним пишет произведения, которые приносят ему настоящую славу: «Гобсек», «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии». Бальзак задумал написать свыше ста произведений и разделил их на три цикла. Писатель долго вынашивал и замысел цикла, и его название и, в конце концов, нашел гениальное решение — «Человеческая комедия».
В этом названии соединились и Данте, и современная жизнь. Бальзак решил показать круг не потустороннего мира, а мира современного с его реальными социальными кругами. Он писал: «У моих произведений есть своя география, своя генеалогия, своя родина, свои местности, действующие лица и факты, …есть свое дворянство и буржуазия, свои ремесленники и крестьяне, политики и денди, своя армия, одним словом, весь мир».
Темы для своих произведений писатель избирает разные, но главной своей задачей видит то, чтобы описать современное общество, сделать его «срез». Он говорил, что французское общество — это историк, а он — только его секретарь. Т. е., он просто наблюдает за жизнью социума и описывает, передает то, что видит.
Раньше мне казалось, что описать то, что видишь, очень просто. Но как-то нам задали написать рассказ на основе жизненного опыта. И оказалось, что не так-то и просто это сделать. А Бальзаку удалось не только описать, но и систематизировать в отдельные циклы. Писатель воспринимал общество, словно живое существо — ребенка, который постепенно растет, становится взрослее, разумнее.
И согласно возрасту «ребенка» Бальзак компонует произведения и их проблемы.
Можно сказать, что Бальзак создал целый городок, который населяют его выдуманные персонажи ; они ходят в гости друг к другу, мы встречаемся с ними то на улице, то в пансионе, то на светском рауте. Интересно, что таких персонажей, которые «свободно разгуливают» по страницам разных книг, у Бальзака много — это и Гобсек, и Растиньяк, и отец Горио и обе его дочери. Сначала казалось странным, когда Гобсека я встретил в «Отце Горио», а потом еще раз — в «Утраченных иллюзиях».
Это даже бесило — неужели. Бальзак не мог придумать еще какое-то имя? Но когда понял, что это оригинальный авторский прием, — стало легче и стало даже приятно, что я этот «пунктик» не пропустил мимо своего внимания.
У Бальзака это имеет название «техника переходных персонажей» и используется для того, чтобы показать типичность ситуаций — ведь в реализме должен быть типичный герой в типичных условиях.
Меня поразил роман «Утраченные иллюзии». Полкниги я прочитал с увлечением, дальше стало сложнее, но мной руководило любопытство, спортивный азарт дойти до финала, поэтому некоторые страницы читались уже «по диагонали». Кажется, на этом романе можно продемонстрировать и общие проблемы всех произведений Бальзака, и его тематику. Уже самое название романа свидетельствует о том, что была у человека мечта, но она не осуществилась.
Нелегкая судьба у изобретателя Сешара, ничем заканчивается и карьера главного героя Люсьена. Для того, чтобы достойно жить, оказывается, нужно быть лицемером, мерзавцем… «Успех чаще всего выпадает на судьбу посредственных людей, на судьбу тех, кто с корыстным расчетом умеет подстраиваться под вкусы непритязательной низкопробной публики». В свой «Цитатник» я выписал это выражение под знаком вопроса. Но после разговора с мамой об актуальности этих проблем в наше время возле знака вопроса я поставил еще и восклицательный знак.
Но это не радостная эмоция. Это удивление. Почему мир не становится лучше? Почему люди, сознавая, что вранье, подлость, лицемерие, грубость, корыстолюбие — вещи действительно низкопробные, все же таки продолжают широко ими пользоваться? Бальзак дал ответ на этот вопрос: всем миром заправляют деньги.
И сейчас, в наше время, большинство ползает не перед честным и порядочным, а перед богатым и наглым.
Следует признать, что Бальзак — гениальный писатель. Он увидел и описал не только проблемы французского общества XIX столетие, но и проблемы, которые всегда жили в человеческом обществе, и, к сожалению, еще не скоро оставят человечество.
Проблематика и структура «Человеческой комедии»