Проблематика романа В. Земляка «Лебединая стая»
Василий Сидорович Вацик оставил небольшое наследие: несколько повестей и роман «Лебедина стая». Роман относится к так называемой химерической прозе, жанру, в котором были написаны «Казацкому роду нет перевода» О. Ильченко, «Львиное сердце» П. Загребельного и прочие. Романы такого типа имеют свои характерные особенности: показ характеров в социально-исторической конкретности, взгляд на жизнь человека с позиций мировой концепции, общечеловеческой морали. Главный герой романа «Лебединая стая» крестьянин Явтушек Голый. Фамилия
Он бедняк, причем бедняк вечный. И, как и каждый человек, он хочет улучшить свою жизнь: иметь землю, хозяйство, одним словом, иметь собственность.
Он изо всех сил взбирается к «вавилонской» вершине. Явтушок попадает меж двух огней, так как так всегда было в романах о коллективизации и индустриализации: обязательно действовали две Силы, противостояли два мира, два вражеских лагеря. Голому приходится выбирать, с кем быть. Он думает, что лучше быть с теми, кто более сильный, более сильный не только идейно или физически, но и материально. Явтушок стремится к
А таких целенаправленных людей недолюбливали, часто называли их врагами, так как для партийных идеологов добро было злом. Такой взгляд на жизнь привел Украину к духовному и физическому обнищанию. И настоящий враг не Явтушок, а Максим Плотник.
Это он убедил всех вступить в колхоз, это он в нормальной семейной жизни усматривает нарушение законов общественно-политической жизни государства. Ослепленный коммунистической идеей, Плотник видит в нормальном жизненно необходимом стремлении отца иметь собственный приют вражеское отношение к власти. На протяжении многих лет критика по-разному расценивала образы Явтушка и Максима как носителей основных проблем романа «Лебединая стая».
Явтушок казался «смешным и страшным» в своем желании к собственности, намерения коммуниста Плотника расценивали как благородные поступки. С позиций настоящего точка зрения совсем противоположная: именно Плотник — хищник, а не Явтушок.
Ему родной отец враг, так как у него дом на пять окон. Плотник принадлежит к тому типу руководителей, которые, дав честное слово, вытравливали у людей естественное стремление быть человеком. Плотник верил в большевистскую идею коллективизации.
Он, как секретарь райкома, был уверен в том, что будут на селе и новые молотилки, и новые трактора, даже кто-то дорогу проложит новую. Свои взгляды он вкладывает в тезис: «Мы не отступим ни за что, даже если бы на то пошла целая жизнь». Не напоминает ли нам Плотник Давыда из романа А. Головко «Сорняк»? Безусловно, их объединяет идея.
Но, в отличие от Плотника, Давыд добрый, человечный, душевный и чуткий.
Не удалось Максиму вместе со своими единомышленниками, которые в романе противостоят лагерю врагов, построить новой Вавилон. Произошло противоположное: уничтожение, разрушение того, что строилось веками. В романе есть символичная картина, которая помогает выяснить идейное содержание и проблематику.
На площади изможденные кони, среди них жеребенок.
Он захотел пить, подошел к речному обрыву, упал в реку и долго еще там бился. Старые кони не бросились его спасать. И крестьянин Фабиян был только наблюдателем. Он голодный и холодный. Сидя на узелке под забором, он слушал разговор коней, которые повествовали о своей жизни» чуть стоя на ногах, подпирая друг друга, чтобы не упасть, так как если упадешь, то уже верная гибель!
Эту картину цензура изъяла из текста романа, напечатав его в 80-е годы, так как это была ужасная картина реальной жизни. Роман «Лебединая стая» еще не осмыслен до конца ни читателями, ни литературной критикой. Тем не менее, не будет ошибкой утверждать, что он — произведение необыкновенное и самобытное.
В романе присутствует остроумный рассказчик, настроенный на философский порядок, со своей концепцией и своими взглядами на жизнь. В этом рассказчике мы узнаем Василия Земляка, человека, большого патриота, влюбленного в свою землю.
Проблематика романа В. Земляка «Лебединая стая»