Проблемы нравственности в современной литературе

1. Нравственная острота произведения. 2. Проблема нравственного выбора героев. 3. Бездуховность — нравственная болезнь.

Верю я, придет пора — Силу подлое ти и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак Мною выбрано для раскрытия темы творчество писателя Валентина Распутина, потому что я считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная позиция.

Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное

преображение отечества, но и среди борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей духовностью. На мой взгляд, нравственные проблемы с наибольшей остротой поставлены писателем в его повести «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень, Андрей Гуськов, честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину.

Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе,

как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила героя, как удар молнии.

Все его мечты и планы оказались разрушенными в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком. В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея очень достоверен и убедителен. Возникает такое ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком.. Незаметно писатель как бы размывает грани между «хорошими» и «плохими» героями и не судит их однозначно.

Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков. Это особенно мне и нравится в творчестве Распутина.

Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от тех людей, среди которых он находился раньше, и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком. Обстановка, окружающая героев, неуютна.

Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование.

В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень. Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма.

Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. «Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ расширились… Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Вид крови как бы определил его дальнейшие действия и слова. «Скажешь кому — убью. Мне терять нечего», — говорит он жене.

Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем.

Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином измерении, чем люди. Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, — чем?» Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдание своему преступлению.

Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка — перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз.

Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь.

Слова Настены — «живи и по-мни» — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но этот призыв, я уверен, обращен не только к Андрею, не только к жителям Атамановки, но и ко всем людям вообще. Ведь подобные трагедии происходят на глазах у людей, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими.

Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных. Настена даже своей подружке побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто она оказалась между двух огней. Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей «заразе», передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это двойной грех.

Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. «Зараза» безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению. Столь сильное художественное произведение на тему нравственности, каким является повесть В. Распутина «Живи и помни» — это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности.

Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет отечеству не утратить нравственных ценностей.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Проблемы нравственности в современной литературе