Проблемы повести Тургенева «Ася»

Проблематика повести Тургенева «Ася». Критика

Повесть «Ася» была написана в 1858 году. В отличие от романа «Отцы и дети», в ней повествование ведется от лица героя — некоего Н. Н., а не автора.

Интересно Тургенев обходится и со временем в произведении: две временные точки зрения в повести то совмещаются, то расходятся, что помогает читателю увидеть разницу между героем молодым и нынешним, особенно в начале и в конце произведения.

У Лермонтова в «Герое нашего времени» автор удален из романа, но ему потребовалось три

рассказчика для того, чтобы объемнее показать своего героя. Тургенев поступил иначе: рассказ Н. Н. о том, что с ним произошло, дает иллюзию достоверности, как у Лермонтова в «Герое нашего времени», а необходимость в двух других рассказчиках отпадает из-за разницы в жанре: повесть все же предполагает более краткий формат, нежели роман. В «Асе» Тургенев прибегнул еще к одному приему: постаревший герой говорит о прошлом, и это создает иллюзию того, что читатель видит его молодым. Такая форма характерна скорее для рассказа или повести, чем для романа, где автор, как правило, дает масштабное видение жизни.

Для романа

позиция «всезнающего» автора выгоднее.

В «Асе» особенно важны пейзажи. Природа играет очень важную роль в жизни многих героев Тургенева. Здесь, в отличие от «Отцов и детей», природа является одним из героев повести: она влияет на то, как складываются отношения героя и Аси.

В отличие от героев романа «Отцы и дети», герои повести «Ася» — люди с тонкой душевной организацией, люди, которые чувствуют природу, отвечают душой на музыку, и даже запахи играют большую роль для них.

Главной загадкой произведения предстает Ася — самая энергичная из всех тургеневских девушек. Непредсказуемая, темпераментная, она ведет себя не как барышня круга Н. Н. Здесь в очередной раз проявляется тончайший тургеневский психологизм. Читатель стремится узнать, что стоит за ее эксцентричностью.

Тургенев показывает Асю в смятении: она не может понять, что с ней происходит, а главное — как себя вести, как скрыть зарождающиеся в ней чувства.

В Гагине, как и в Н. Н., можно разглядеть черты русского героя, черты, которые уже встречались в Онегине, Печорине и частично в Павле Петровиче. Это образованные люди, светские, но с каким-то внутренним изъяном, которые не смогли реализовать себя в жизни. Когда Гагин показывает герою свои рисунки, читатель видит, что ни один из них не окончен.

Н. Н. начинает подозревать, что Ася не совсем сестра Гагину. И опять в произведении Тургенева присутствует неравная любовь: это уже встречалось в его романе «Отцы и дети», где Николай Петрович — дворянин в преклонном возрасте — начинает жить в гражданском браке с дочкой экономки Фенечкой. В «Асе» Гагин рассказывает, что Ася — «дочь моего отца и бывшей горничной моей матери», то есть ребенок от внебрачной связи.

Здесь отчетливо видны пушкинские мотивы. В «Евгении Онегине» Татьяна, любя человека, отказалась быть с ним, заботясь о его же благе, а здесь герой не решается любить Асю. У него происходит объяснение с Гагиным.

Герой понимает, что не сможет любить 17-летнюю девочку с ее нравом, но поступает даже хуже, чем Онегин, ведь Онегин не любил Татьяну, а Н. Н. любит Асю, но просто не способен взять на себя ответственность. Н. Н. страдает, пытается отыскать Гагиных, это ему не удается, и жизнь проходит без Аси.

После разрыва герой недолго грустит, хотя в конце жизни он понимает, что «ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!». Он понимает, что Ася была самой большой любовью его жизни.

В финале повести есть перекличка с финалом «Отцов и детей», но в романе читателям была дана мысль о жизни бесконечной, о примирении, в том числе и автора с героем, а после прочтения «Аси» остается тягостное впечатление, горечь, разочарование.

После выхода повести «Ася» Н. Г. Чернышевский пишет критическую статью «Русский человек на rendez-vous». В ней он говорит, что в произведении нет ничего от русской жизни. Он называет Н. Н. Ромео, Асю — Джульеттой, говорит о том, как не похожа их история на историю шекспировских героев. Далее Чернышевский отмечает, что во многих русских романах, и в тургеневских в частности, мы встречаем такого героя — вроде хорошего, милого и благородного, но в решительную минуту отступающего. «Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он привык.

Это первое. Второе: он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск, опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем». Чернышевский рассуждает с позиции революционных демократов, оценивая, готов ли будет этот человек к решительным действиям.

Он понимает, что к общественным действиям эти герои не будут готовы, говорит об их несостоятельности.

Далее критик рассуждает, сможет ли Ася встретить лучшего человека, и приходит к неутешительному выводу: «… едва ли встретится ей человек более достойный; в том и состоит грустный комизм отношений нашего Ромео к Асе, что наш Ромео — действительно один из лучших людей нашего общества, что лучше его почти и не бывает людей у нас». Лучший представитель, которой все равно оказывается ни на что не способен. В этом и заключается основной психологический феномен — такой же, как и в романе Пушкина «Евгений Онегин».




Проблемы повести Тургенева «Ася»