Проблемы в комедии «Недоросль» Фонвизина

Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе «Недоросль», является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе.

Д. Фонвизин высмеивает интеллектуальный уровень дворянства на примере членов семьи Скотининых-Простаковых. До реформ Петра I дети дворян могли поступать на государственную службу и жениться без получения образования.

За образование Митрофана — сына семьи Простаковых — всегда

отвечала мать, которая не смогла привить ему любви к знаниям, поскольку не обладала ею сама и не видела в них никакого проку. Госпожа Простакова знает только одну настоящую ценность в жизни — это деньги, ради которых она без зазрения совести готова пойти на любую подлость. При этом она проявляет излишнюю «заботу» о сыне. Неудивительно, что он пошел весь в мать, вырос ленивым, избалованным и необразованным.

Митрофан являлся собирательным образом многих представителей «высшего света общества» в те времена, то есть не знал наук.

После же реформ Митрофану для виду приходится заниматься с учителями.

Учитель Митрофана Цифиркин в отчаянии говорит о своем ученике: «Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Ключевой сценой, высмеивающей уровень образования дворянства в лице Митрофана, является сцена экзамена.

Например, его умственное убожество проявляется в том, что он уверен, что слово «дурак» является прилагательным, «потому что оно прилагается к глупому человеку». Да и учителя Митрофана во многом под стать своему ученику, особенно Вральман, бывший кучер, не имеющий к учительству никакого отношения.

Выполнение матерью любых капризов «дитяти» делают Митрофана грубым деспотом, невежественным крепостником. В этой связи Стародум говорит: «Невежда без души — зверь». Митрофанушка-недоросль отличается жестокостью, властностью и грубостью и в отношении домашних.

Манерой его речи с учителями является «лаяние», по его словам один из учителей «гарнизонная крыса», старая няня Еремеева — «старая хрычовка». Митрофан растет крайне инертным человеком, его кормят, одевают и оберегают от опасности. По словам его матери: «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит» Время от времени его озадачивает собственная несамостоятельность, однако ему всегда помогают мама, няня и учителя.

При этом он вовсе не чувствует себя неполноценным или недостойным. Не обладая никакой добродетелью, Митрофан уверен, что все его желания и капризы должны быть исполнены в любой момент.

Таким образом, по мнению Д. Фонвизина проблема невежества и деспотизма аристократии принимает государственное значение, и только правильное образование и воспитание является источником спасения от грозящей обществу духовной и интеллектуальной деградации дворянства, ведь именно у них сосредоточена власть в государстве и от них зависит, к чему государство придет.




Проблемы в комедии «Недоросль» Фонвизина