Профессиональные и духовно-нравственные качества учителя литературы

Личность учителя литературы: Современного творческого учителя литературы отличает прежде всего высокий уровень идейно-нравственного сознания, являющийся надежной гарантией активизации его творческих усилий. Ему характерны такие качества: объективность, активность, разносторонность, целеустремленность, интегративность, комплексность, динамизм, гибкость, мобильность, аналитичность, самокритичность и критичность.

Как показывает жизнь, успех сопутствует в работе только тем учителям, у кого и общечеловеческие качества, и профессиональные,

и общая культура личности высоко развиты. ПОСТОЯННОЕ развитие общей культуры личности — категорическое требование, предъявляемое к любому учителю, и особенно творческому, т. к. она является фундаментом, на котором строится любая педагогическая деятельность.

Творческая лаборатория учителя — это условное название его деятельности по самообразованию, творческому конструированию уроков и мероприятий, поиск и использование источников, питающих творческий потенциал.

Личностные качества учителя литературы:

Высокий уровень профессионализма и общий культурный уровень Высокий нравственный уровень

Высокий уровень коммуникативных способностей Развитые творческие способности Иметь чувство юмора Важна артистичность, способность к перевоплощению, развитая фантазия, воображение Высокий уровень эмоциональности Высокий уровень культуры речи Готовность к самообразованию

С 1993 года в Украине создан новый курс «Зарубіжна література» для школ с украинским языком обучения, и курс «Литература» для школ с русским языком обучения. В Украине существует целый ряд программ по курсу ИЗЛ. Первая программа была создана в 1994 году » Світова література» под реакцией Шаховой.

Так же существуют программы под редакцией Ковбасенко, 98г., Шалагинова,2001г., Наливайко,2003г. — программы для украинских школ; для русских школ — программа Симаковой.

2. Споры по программам

-Что нужно изучать? Различные программы предлагают различные произведения для прочтения.

-Структура программы: пояснительная записка, перечень авторов, произведений, тем уроков, теория литературы, внеклассное чтение, развитие речи, требования знаний, умений и навыков. Программа должна учитывать межпредметные связи, межлитературные связи, связи с другими видами искусств, культурологический контекст.

-Программы для профильных классов. Количество часов, количество

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Во множестве экспериментов людям различного возраста предлагалась в течение 0,1 сек.

Воспринять ряд из 12 букв, а затем записать те, которые они смогли запомнить. Оказалось, что у взрослых в среднем объем внимания составляет всего 4 — б букв. У детей он еще меньше.

Значит, объем внимания ограничен. Однако его можно увеличить путем упражнения или придавая воспринимаемым предметам смысловые связи.

Концентрация внимания — свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.

При наличии такой сосредоточенности человек становится высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Ярко выраженная концентрация внимания, как показывают исследования, отмечается, например, у гимнастов, тяжелоатлетов, прыгунов в воду, метателей и прыгунов-легкоатлетов перед самым началом упражнения.

Устойчивость внимания — способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания

Зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Она имеет существенное значение для достижения успехов в учении, труде и спорте.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой.

Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Это свойство внимания имеет важное значение во многих профессиях и но многих видах спорта, особенно в спортивных играх. Здесь речь идет о

Переключениях внимания в рамках одной деятельности и на фоне его устойчивости на протяжении всей игры, т. е. в особо сложной ситуации. Иная ситуация, скажем, при переходе от урока физической культуры в шкале к уроку математики. Но для некоторых учеников переключение внимания здесь оказывается даже более трудным, чем в рамках одной игровой деятельности.

Не следует смешивать переключение внимания сотвлечеиием, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Они особенно заметны при сосредоточении на раздражителях пороговой силы.

Отвлечение внимания еще ярче выражено при восприятии конкурирующих изображений. Если поставить задачу смотреть все время на нарисованный профиль, то изображение часто будет сменяться видением вазы. Такие отвлечения длятся мгновения.

Истинное отвлечение является следствием многих причин.

Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление и др. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе, физкультпаузы и др.

Распределение внимания — свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизированно.

Способность распределять внимание имеет важное значение для любого учителя и спортивного тренера. Умение рассказывать содержание учебного материала и в то же время наблюдать за действиями, поведением занимающихся — одно из основных педагогических умений. Эта способность воспитывается главным образом в процессе накопления опыта в определенном виде деятельности.

Свойства внимания проявляются в зависимости от условий и требований деятельности либо раздельно, либо в различных сочетаниях. Но есть такие виды деятельности, в которых нужны все свойства внимания. Например, у вратаря хоккейной команды в течение всего матча внимание должно быть сосредоточено только на игре.

Его концентрация имеет естественные спады по ходу игры.

Но после каждого из них оно должно с прежней и даже с большей интенсивностью быть привлечено к игре. В различные ее моменты вратарю необходимы и распределение, и переключение, и достаточно широкий объем внимания. Столь же разносторонне проявляется внимание и у полевых игроков в те несколько десятков секунд, иногда в т. минуты, которые они находятся в игре.




Профессиональные и духовно-нравственные качества учителя литературы