Произведение-миниатюра о слове

Будничность и значимость. Простота и тайна. Обыкновенность и магия это все вмещается в слове.

Наверное, когда создавался язык как средство общения, человечество еще не сознавало до конца силу слов. Слова измены, подлости убивают что-то значительное, что существует в человеке ради добра и милосердия. Счастье и горе, радость и грусть — все может быть в одном слове. И единая зависимость от контекста произнесенных слов и от чувств, которые спорят в этом слове. «Какое счастье!» — и руки простертые навстречу сынишке, который бежит по зеленой

травке, улыбающиеся глазки обращены к мамочке, ко всему доброму миру, к людям, которые еще не успели для этого малыша сделать ничего злого и коварного.

Это все еще впереди, а сегодня — зеленая травка, кроткие руки мамы, разноцветные бабочки, которые развлекают и забавляют маленького человека.

«Какое там счастье!» — и глаза старенькой женщины опущены книзу, к ладони что простерта за милостыней. Года прожиты. Судьба не была ласковой, много пришлось пережить: отторгала от себя последний кусочек, экономила каждые копейку, лишь бы детям было хорошо, чтобы они жили лучше, чем родители. И вот… Родные дети

отреклись, говорят, что у них тоже не хватает денег, что надо к зиме успеть ремонт в квартире сделать, итак к матери они не наездятся, не она одна бедствует: вон сколько таких пенсионеров.

Но ведь тем пенсионерам хоть иногда дети помогают, а то и забирают к себе, чтобы присмотреть до смерти. Но это у других, а у нее… Теперь вот — приходится просить на шмат хлеба, стыдно и глаза поднять, так как тяжело работала весь век, а на пенсию, значит, и не заработала.

«А чтобы тебе счастья не было!» — и злобно перекошенный рот, злостью налитые глаза. Страшно в такие глаза заглянуть, так как повеет от такого взгляда таким мраком злобы и ненависти, что аж кровь в жилах стынет. И слово в устах такого человека звучит и зловеще и страшно.

Самые темные закоулки открылись в душе и выплеснулись наружу через слово, больно зацепив кого-то из ближних.

Слово одно, а видишь, что оно может. И все же человек придумал слова не для зла, не для нападения, а для добра и взаимопонимания. Поэтому, когда услышишь что-то недоброжелательное, то найди соответствие доброго слова, и злоба, как болезнь, отступит.

Уважай и береги доброе слово на все случаи жизни, и добро, созданное тобой, тебе же и вернется, а на земле еще одним добрым человеком станет больше.

Не буду выяснять, что такое народное творчество, так как более или менее четкое объяснение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра разнообразна. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной. И все же в подавляющем большинстве народное творчество есть что-то особое в общественной жизни. Возможно, для этого надо воспринимать его не как фольклор, который застыл на страницах многотомных изданий, а как процесс, который вызывает к жизни определенные жанры, которые необходимы в тот или другой момент исторического развития.

Для примера хочу назвать такие жанры народного творчества, как анекдот, народная улыбка, современная свадьба, пословица, поговорки, прибаутки. Появился такой вид народного творчества, как городской фольклор. А я б еще прибавил студенческий фольклор, школьный, детский.

С одной стороны — это современное творчество, окрашенное современной лексикой, с другой стороны — это все-таки творчество, которое не имеет авторства и имеет множество вариантов, которые распространяются устно и в печатном виде. Вот примеры таких шутливых прибауток из школьного обучения: «Чтобы поделить дробь на дробь — надо есть белый Хлеб». Или из уроков химии: «Аш два в плюс пшено, а прибавить натрий хлор, — это и будет вам кандьор» .

Особенно меня поражает большой набор прибауток, направленных на воспитание культуры языка. Назначение этих прибауток — научить детей вежливо и правильно разговаривать, правильно использовать слова и не засорять язык, оберегать его от разных наслоений и грубой лексики.

Мои наблюдения на каникулах в бабушкином селе. Проходит мимо компании людей какой-либо юнец и безразлично с кем-то здоровается: «Здоров!» И здесь же негативный ответ-прибаутка: «Здоров» — к коровам, а к людям — «здравствуйте». Или такое: отвечая на какой-то вопрос, кто-то из детей говорит: «Да». А в ответ слышит: «Да» — свинья уха объела» . Частое и неоправданное употребление «ну» здесь же будет прекращено: «Не запрягал, то и не нукай, погонять не будешь».

И уже на прочь невежливое приветствие «здрасьте» получишь сразу: «Не засьте» . Или употребление слова «жалко» вместо «жаль» воскликнет такое замечание: «Жалко у пчелки». И еще: часто дети, которые особенно не заботятся о том, как они общаются, вместо запросного «что» могут сказать: «Га?» На такое невежливое «га» не промедлит ответ: «Съешь то, что плуга!»

И напрасно некоторые считают, что фольклор — это что-то исторически прошлое, что сохраняется в фольклорных сборниках. Народное творчество живет, пока живет народ, Который создает новые виды, жанры и реагирует на все общественные процессы, которые происходят в Стране. Надо только быть внимательным наблюдателем, а может, и исследователем, например детского фольклора. А в последнее время даже начали говорить об участии жаргонного языка.

Это негативное явление стало завоевывать свое пространство в общении, особенно это свойственно подросткам. Уверен, что народная мудрость и здесь не промедлит — отреагирует соответствующим образом, чтобы искоренить это явление из нашего благозвучного и красивого языка. Но это совсем другая тема.




Произведение-миниатюра о слове