Произведение по роману А. Головко «Бурьян»

После гражданской войны в стране, уже в мирных условиях, велась острая классовая борьба. Кулачество на селе старалось всячески противодействовать всем мероприятиям новой власти. В своей бессильной злобе, они прибегали к разным средствам борьбы, вплоть до террористических актов. Бешеную злость вызвали селькоры своими острыми выступлениями в печати против их преступных действий.

Не один селькор тогда погиб на своем боевом посту от руки подлого убийцы.

Пример тому — «дымовское дело». Андрей Головко был хорошо знаком с многочисленными

материалами о подлых расправах над активистами, поэтому из-под его пера выходят замечательные страницы, объединенные в роман под названием «Бурьян». Но почему и сейчас являются актуальными вопросы, которые поднимает автор в романе?

Например, вопрос землеустройства волнует людей и в наше время: волнует нас и то, что среди аппарата власти много бюрократов: таких, как Миронов, что есть среди представителей власти такие люди, как Матюха или как Сахновский. Поэтому и сейчас роман «Бурьян» актуальный. Посмотрим, как изображает автор Матюхино кодло и их своеволие на селе.

Глава сельсовета Матюха напоминает

какого-то ужасного урода. Следя за развитием действия, мы видим, что он, страшный и наглый, стал таким давно — другим его, в сущности, никто и не помнит. Все другое, в частности щеголянье своей принадлежностью к партии, разговоры об участии в партизанщине, подпевание Огире относительно «крепкого хозяина», пришло со временем. Запятнав себя преступлениями, Матюха становится послушным орудием кулаков. Поэтому и говорит кузнец: «…возле власти — сучьи сыновья и пьяницы».

А это страшно, когда убийцы и воры совершают свои преступления, да еще и прикрываются именем власти. Вспомним слова Сахновского, начмилиции:

«Да в чем дело?! Что это за анархия? Власти не признают?!».

Власть с помощью нагана, потасовки, грубостей и угроз.

Не о такой власти мечтали люди, когда «делали» революцию. Да еще и слова правды сказать нельзя, так как «ударят по зубам» или Матюха, или Сахновский. И хорошо, если по зубам, так как Тихона Кожушного вообще сделали они калекой.

Хорошо жила веселая «кумпания» — каждую ночь собиралась, пьянствовала, задумывала новые преступления: то коней заберут, то письма Давида перехватят, то задумают убийство. Как они сетуют, что нет Кушниренко, чтобы быстро сделал дело — убил Давида Мотузку, который первый выступил против их стаи. О Матюхе, который является главой не только сельсовета, а и главой кулаков, автор пишет: «Живет, наверное, что помещик так не жил: каждый день гуляет, пьянствует, а встретишь пьяного — обойди третьей улицей, так как так наганом и размахивает». Хороша власть!

Но все это идет не от силы и правды, а от страха за собственную никчемную жизнь. Они обворовали кооператив, а вещи подбросили всем активистам, а со временем всех их арестовали. Страшными были допросы Давида Мотузки, так как взялись за дело мастера, которым не раз приходилось это делать.

Говорит Сахновский Давиду: «…ты и сам знаешь, что тебя мы хоть так, хотя так, а убьем. Так как вопрос стоит: или ты, или я». Исторической правде отвечало то, что врагов новой власти Андрей Головко показал не слабыми, а сильными, ловкими и очень опасными. С такими врагами бороться нелегко. Тем больше заслуга Давида, что он не побоялся их, решительно вступил с ними в борьбу и победил.

До появления в селе Давида обуховские незаможники терпеливо переносили поругание, издевательство Матюхи и его банды, не смели и голоса подать. Смелость и решительность Мотузки наполняет надеждой сердца бедняков: они поддерживают Давида. Крестьяне прислушаются к каждому его слову.

Расспрашивают о политике тогдашней власти, о будущей жизни, стремятся оьо всем узнать. Давид сплотил крестьян, всегда выступал на их защиту. Открывает дом-читальню, где читает не только те газеты, которые поступают из города, но и свою, стеновку, где отображаются события, которые происходят в селе. С письмом, в котором изложены все бесчинства и распущенность обуховского головы сельсовета с помощниками, идет к секретарю парткома. Давид — принципиальный человек, самоотверженно служит Советской власти, трудовому человеку, имеет непоколебимую веру в силу общины, в новый порядок, моральную чистоту.

Именно это и определяет суть его небудничного характера, его гуманизма, делает его твердым, как сталь, бесшабашным, всегда, в любых обстоятельствах, по-настоящему благородным. Когда в осенний утренний туман Давид шествовал в район с намерением найти там поддержку, невеселые мысли тревожили его: «Думал Давид о широченных неоглядных пространствах степи, о тысячах обуховок… Пронеслась над ними революция, как вихрь…

А кое-где, потом, как полоснули бурьяны…». Образ бурьяна для Давида — это образ кулаков и всей Матюхиной стаи, которая с помощью вранья, лицемерия, угроз и потасовок стала во главе обуховской общины. И считает он так: «Когда хозяин приходит на ниву и видит, что растет бурьян, …тогда вырывает их с корнями. А потом охапками выносит на границу».

Так и произошло с «бурьяном», что густо расплодился в Обуховке: вырвали крестьяне его «с корнями» для того, чтобы ждать лучшего будущего свободными от засилья «бурьяна».




Произведение по роману А. Головко «Бурьян»