Произведение по роману А. Свидницкого «Люборацкие»

Давайте посмотрим на творчество А. Свидницкого как на явление новаторское в истории украинской литературы, в частности на роман «Люборацкие», который был новаторским в то время и по жанру, и по смыслу. В нем раскрываются проблемы общественной жизни Украины в 40- 60-е года XIX столетия. Назовем лишь основные из них:

Вопрос обучения и воспитания в системе школьного образования; гибель талантливого человека, который не находит поддержки в обществе; протест против унижения личности;

Изобличение явлений насаждения украинскому народу чужой

культуры и морали.

Роман недаром назван автором «семейной хроникой». Писатель будто вытряс из собственного сердца события и переживания детских дней, когда он жил с отцом и матерью и когда учился в бурсе. Отдельные персонажи повести А. Свидницкого «Люборацкие» будто бы спроектированы из реальных людей, которые были близко знакомы писателю. Например, образ отца Гервасия большей мерой написан с отца Анатолия Свидницкого — Патрикея.

Частично и образ матушки напоминает мать писателя, добрую, работящую, глубоко верующую женщину. Образ Антося — это воплощение, характера, привычек и вкусов самого

писателя. Судьба Антося в романе трагическая, как и судьба самого Свидницкого. Наверное, автор подсознательно предчувствовал свою раннюю кончину…Для изображения сестер Маси и Ориси послужили прототипами сестры Свидницкого Мария и Юлия. Мария действительно училась в пансионе польки госпожи Вернер в Терновке.

Учительница госпожа Вернер и стала прототипом госпожи Печержинской, у которой училась Мася. Из жизни были взяты и другие персонажи. Например, муж Ориси, поп Тимоха Петропавловский, воспроизведен из образа священника села Соболевки, который был пьяницей и грубияном.

В романе показано, как Тимоха убивает молодую жену Орисю бутылкой, «которую и об камин не разобьешь», тяжко издевается над старой попадьей до тех пор, пока не попадает за решетку. Тем не менее следует отметить, что автор не фотографически отобразил живые человеческие фигуры, а художественно воссоздал типичное для провинциальных уголков Украины середины XIX столетия. Авторская позиция в произведении обусловлена композиционно так, что он будто бы со стороны наблюдает события и пересказывает то, что увидел, пережил когда-то раньше.

Даже трагические эпизоды в сюжете воспроизводятся без остроты психологизма, а как констатация неминуемого события. Сюжет романа развивается постепенно, с логической последовательностью изложения событий. Автору присуще глубокое знание материала, богатства народного языка, жизни церкви и мирян. Начинается роман пейзажным рисунком подольского села Солодьки, в котором и живет поповская семья Люборацких, которая состоит из отца Гервасия, матери и их детей: Антося, Маси, Ориси и Феклы.

Жить им очень тяжело, так как село небогатое, а поэтому и подаяния в церковь скупые. Тем не менее, семья Люборацких живет в согласии. Уважение младших к старшим, культ папы передаются через постоянные ссылки в разговоре с домочадцами на его мудрость и осведомленность с религиозными догмами.

Любовь и взаимное уважение наблюдают дети и в отношениях отца и матери. Батюшка Гервасий обращается к матери ласковым словом — сердце. Воспитание детей ничем не отличается от воспитания в простых крестьянских семьях.

Завязкой дальнейшего развития сюжета является рассказ о посещении отцом Гервасием польского господина Росолинского, который в общении с батюшкой постоянно убеждал его, что все украинское — это мужичье, низкое и некультурное. И, в конце концов, убедил отца отдать старшенькую учиться в польский пансион.

Среди младшего поколения центральное место занимает образ сына Люборацких Антося, который является композиционным центром романа. От природы Антось искренний, остроумный и смелый. Он старается протестовать против схоластики, нечеловеческих издевательств над бурсаками: за каждую вину били розгами так, что иногда ученики теряли сознание. Но что могла сделать одна юная пылкая душа против целой системы с человеконенавистническими законами? Система уничтожила Антося.

Его, одного из самых перспективных учеников, выпускают из семинарии «без разряда» да еще и насильно женят на немолодой уже девке, а Галя, которую любил Антось, не будет с ним. В расцвете сил, крайне опустошенный безнадегой и грустью, Антось умирает. «Не своей смертью я умираю: меня убила семинария и…», — промолвил он прежде чем вздохнуть в последний раз. Когда это все происходило, уже не было на миру отца Гервасия.

Мать едва сводила концы с концами. Никто из детей не порадовал ее старость, только неприятности и беда. Горечью и болью преисполнены мысли матери, когда еще был жив Антось: «Господи, Господи! — думала иметь,- попереучивали моих деток на одну сторону: с той ляховка вышла, и такая, что с голыми руками не подступай, а этот монахом стал». Поженив Орисю с попом Тимохой, мать думала зажить счастливо, при внуках. Но самодур зять глумится над старой женщиной, выгоняет ее из дома и, в конце концов, осиротил единственного внука — маленького Фоню: убил его мать, свою жену Орисю, когда она однажды вступилась за прихожан.

Вопреки отдельным комическим эпизодам, произведение печальное, преисполнено трагизма. И концовка его тоже трагическая: старая Люборацкая умирает в дороге, и ее, верующего человека, прячут неподалеку от корчмы, «и долго жиды лили помои на ее гроб, а жиденок прибежит, топнет, плюнет и назад, аж пока и не запахали его». Феклу — самую молодую Люборацкую, отдают в монастырь.

Лишь Галя, бывшая любимая Антося, живет счастливо, выйдя замуж за подлого доносчика Робусинского. Она пренебрегла и любовью, и памятью об Антосе. Использовав цитатный материал, учитель может предложить подумать старшеклассникам над вопросом:

— «И не грех? — говорит батюшка, обращаясь к Гале». Что именно он имеет в виду?

Роман «Люборацкие» А. Свидницкого представляет незаурядный интерес для современных юных читателей. Так давайте не погасим тех огней, которые уже вспыхнули в тайниках истории украинской литературы и на дороге к ее познанию.




Произведение по роману А. Свидницкого «Люборацкие»