Произведения Астафьева Людочка

В. П. Астафьев — один из тех писателей, чьи произведения тревожат сердце, заставляют думать о том, почему так неприглядна наша действительность, почему уничтожается природа, исчезают деревни, падает нравственность общества.

Эти «почему» возникают и во время чтения рассказа «Людочка», написанного в конце восьмидесятых годов прошлого века.

В центре повествования судьба «маленького» человека — история жизни и смерти девушки, которая после окончания сельской школы поехала в город в поисках счастья. Новая жизнь ей не

понравилась, но вернуться в деревню она не решалась — не хотела мешать матери, наконец-то, нашедшей свое счастье. А в городе ее подстерегла беда: городская шпана над ней надругалась и стала преследовать.

Не найдя ни в ком защиты, девушка покончила с собой.

Почему эта история «не отпускала» автора пятнадцать лет? Не только ведь из-за трагического финала? Что привлекло его в Людочке?

Обычная девушка. В школе она ничем не выделялась — старательная троечница, спокойная, молчаливая, редко улыбающаяся, дома тоже не доставляла хлопот.

Жила с отцом алкоголиком и матерью в заброшенной деревне, где жизнь «ютилась».

Отец незаметно исчез из ее жизни, появился отчим. Но в семье ей было одиноко: отчим не обижал, но и не обращал на нее внимания, а мать считала, что дочери нужно самой устраивать свою жизнь.

В городе жилось несладко. Гавриловна, у которой она жила и училась парикмахерскому мастерству, переложила на нее всю тяжелую работу. Но Людочка не обижалась и ни на что не жаловалась. Ее трудолюбие, доброта были безграничны, чужую боль чувствовала как свою.

Она массировала Гавриловне ее больные ноги, пожалела несчастного, умирающего по недосмотру врачей парня, бралась за любую работу. Когда с ней случилась беда, она бросилась за помощью к самым близким людям, но ни мать, ни Гавриловна не поддержали ее морально, не пожалели, потому что «русская баба обязана вынести все». Нет у нее защитника от Стрекача и ему подобных.

Умирает девушка с мыслью «…никому до меня нет дела»…

Читаешь шепотом произнесенные, прощальные слова Людочки, ужасаешься неотвратимости ее смерти и все в душе протестует: «Так не должно быть. Человек не должен оставаться один на один со своей бедой».

Страшно жить в обществе, где властвуют стрекачи, где царят равнодушие и эгоизм, где доброта, внимание к человеку стали такой редкостью? Почему мы стали равнодушны к чужой беде? Причину душевного оскудения Астафьев видит в разрушении деревни, в варварском отношении к природе.

Семья Людочки живет в Вычугане, где большинство домов заколочены, сады заросли, деревья зачахли. Памятником умирающей деревне является старая яблоня, похожая на крест с обломанной поперечиной. А в городе еще хуже.

Люди испоганили землю: через парк текла горячая, с мазутными кольцами и бытовыми отбросами вода. Город собрал все отвратительное, мерзкое, он бездуховен, антиэстетичен, здесь человек не должен жить, но живет, вот только эта жизнь не просто убога — она уродует. Действительно, в райцентре много сломленных жизнью людей, опустившихся и не имеющих будущего. Стрекач, Артемка-мыло и окружавшая их шпана растеряли все человеческие качества.

Астафьев к ним беспощаден. Ограниченные, жестокие, наглые, они держат в страхе весь район. Только один человек — отчим Людочки, прошедший лагеря, знающий эту породу людей, не испугался, отомстил за поруганную честь девушки. А начальник милиции даже в сводке о происшествиях не указал о смерти девушке — не хотелось портить показатели перед выходом на пенсию

Грустный рассказ, читать его тяжело, но необходимо. Сколько в стране у нас таких Людочек? Кто их защитит?

Что станет с нашей Родиной — эти и другие вопросы рождаются, когда закрываешь последнюю страницу.

Произведение Астафьева простое по композиции и по языку. Но в этой простоте и сила. Мы оглядываемся на свою жизнь и видим зло, которое стало привычным, с которым смирились. У нормальных людей появляется желание противостоять ему, не допустить вырождения нации.

Это главное.




Произведения Астафьева Людочка