Произведения Косынки — это и в самом деле маленькие шедевры
Когда вершится революция, меняется мировоззрение человека, меняется его отношение к общечеловеческим и моральным ценностям. Он будто по-другому начинает смотреть на мир, по-другому сознавать свое личное «я» в общем жизненном потоке. В это время, конечно, тяжело определиться, но сделать это нужно, чтобы не тянуться позади всех, чтобы не быть выброшенным из течения под названием «жизнь».
К такому заключению приводят рассказы Григория Косынки. Произведения Косынки — это и в самом деле маленькие шедевры. В них слышен плач и сетование
Очень важное значение для писателя играет умение видеть жизнь не сквозь призму заданных схем и теорий, а глазами принципиального художника, активного участника большого процесса перестройки мира.
Процесс этот, на самом деле, был немалый! Но, будучи верным исторической правде, Косынка не украшает обстоятельств, в которых формировался новый человек, а изображает все объективно. Идут бои в селе: «Высекают пламенем,
А, может, только сломанные судьбы людей останутся после «правдивого» боя. Вот «стоит пшеница помятая, серпа просит, а они кровью поливают», — плачет старая женщина, которая осталась сама и без жилья, да еще и «растерялась». Кто теперь сможет ее понять, кто сможет помочь?
Нет ответа…
А вот другая новелла Григория Косынки — «Политика». Главный ее герой — Мусий Швея — упорный организатор новой политической жизни на селе, принципиальный коммунист и ненавистник кулачества. Потому даже своего тестя не пожалел, забрав надел земли, чтобы потом никто не говорил, что он «неправильную политику ведет».
На колядовании у отца жены происходит непоправимое: Швею убивают зажиточные крестьяне за его «политику». Революция в украинском селе не проходила мирно: кулаки не хотели отдавать свое нажитое добро, крестьяне не хотели уступать своим принципам.
Продолжением этой темы является новелла «Помолвка». Идет настоящая драма двух миров: агонизирующего кулачества, которое хочет удержаться в жизни путем махинаций, и уверенной в своей правоте бедности, которая противостоит любым махинациям. Кулак Рудик надеялся поженить свою дочь с крестьянином — сыном Мелашки и переправить к ней «коней, телеги, сундуки».
Но Мелашка почувствовала, что ее не просто хотят обмануть, а и издеваются над ней, хитростями толкают на антигуманный поступок. Слушая «сладкие» слова Рудика о том, что «необходимо спасать друг друга», она думала о другом: «Разве она — Мелашка — ровня Рудикам, что они дочерью напрашиваются? Не пришла бы коллективизация, то никогда бы Рудики и не вспомнили бы за ее Михаила…» Мы видим в этой новелле суровый реализм, объективное перо писателя, которого вело желание рассказать всю правду о гримасах классовой борьбы на селе, о том, как нелегко там устанавливался новый жизненный строй, новый взгляд на жизненные ценности.
В новелле «Гармония» главной является проблема выбора пути в революции, к которой сквозь муки и страдания, сквозь сомнения и деникинские тюрьмы шел сельский бедняк Василий Гандзюк, а по сути весь эксплуатируемый в прошлом трудовой люд. А прозрение героя, осознание им того, что у богачей нужно забрать «или все, или ничего», — это прозрение всего народа. Поэтому и судьба Гандзюка изображена неотделимой от жизни его народа, общества, который идет «к большевикам».
Такой путь он выбирает себе, так он понимает счастье.
Работал Григорий Косынка в литературе неполных пятнадцать лет. Но оставил после себя, хоть и незначительное количество, тем не менее, художественно весомое новеллистическое наследство. Он не отходил от крестьянской тематики, рисовал лишь то, что в самом деле волновало людей.
Ведь в настоящее время происходило отмирание старых и формирование новых взаимоотношений в селе — а значит, изменение понятий, мыслей, ценностей. Среди урагана нового, человек должен был найти свой собственный путь. Только вопрос: какой?..
Произведения Косынки — это и в самом деле маленькие шедевры