Прощание с матерой проблема экологии
Размышления над экологическим аспектом воздействия человека на природу
В повести описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря. Под затоплением оказывались десятки населенных пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища. Под толщей воды скрывались леса, плодородные земли с огородами, полями,
Страдала не только природа, но без вины виноватыми оказывались люди.
Действие происходит в деревне на острове, расположенном на середине реки Ангары. И деревня, и остров называются одинаково — Матера. Если обратиться к словарю, то слова «мать» и «Матера» имеют общность в значениях корня: в нем звучит материнское, созидающее начало.
Земля Матеры — это часть России, деревня на юго-востоке Сибири. Таков казенно-административный смысл этого слова. Второй его смысл обозначает понятие «земля» как почва — в самом конкретном образе.
Земля, поливаемая дождями и согретая живительными
И вскоре эта благодатная земля скроется под толщей воды и, безмолвная, замрет там навеки.
Теперь же перед жителями Матеры встает задача переселения с обжитого, привычного места в иные — в поселок, где базируется леспромхоз, или в город. Да, жители Матеры соглашаются с новыми нормами жизни, которые в сущности навязываются им сверху — и политикой партии и государства, и местным начальством разных уровней.
Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнергия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс шагает по свету семимильными шагами. Сработанные на славу новые машины и механизмы назавтра устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобрести новые. И в этой бешеной гонке, в безудержном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом далеко не всегда побеждают люди.
Машины «скоро бегают, да много загребают». «Оне с вас все жилы вытянут… Уже не до себя, не до человека», — говорит мудрая старуха Дарья.
Переселение в новые места всколыхнуло не только быт, но и сознание людей, высветило те истины, которые им были хорошо известны, но о них не думали и не говорили: не нужно было. Вот и выясняется, что настроения и планы у представителей трех поколений: старшего, среднего и младшего — разные. Старуха Дарья и ее сверстники, старики и старухи, смолоду в колее так называемого исторического процесса. Они, вовлеченные в коллективизацию, честно трудились в своем островном совхозе, многие проводили на войну сыновей и не дождались их обратно. Но жизнь продолжалась, и старшие как могли, своим опытом и знанием жизни помогали семьям, теперь уже среднему и младшему поколениям: устраивали быт, возились с ребятней, смотрели за огородами и живностью.
Потерять приобретенные, наработанные ценности, потерять землю — это становится для них подлинной трагедией.
Вот и рассказывает старуха притчу-аллегорию «про семь братов»: они имели одну кобылу, которая на всех семерых пахала, а они ее продали «за рупь двадцать» бродячему цыгану. Дарья и ее сверстники «из Матеры выросли», и в потере родной земли она винит не только правительство с его директивами, а целое поколение более молодых, которые идут вслед за старшими. «А вы-то какие? Вы почто так делаете?
Эта земля всем принадлежит — кто до нас был и кто после нас придет».
Сын Дарьи Павел — степенный, работящий мужик, он исправно трудится в леспромхозе на материке, он с семьей живет в новом поселке, но родительский дом не забывает: помогает старой матери пережить потери и утраты, занимается хозяйством. Младший же из семьи, внук Дарьи Андрей, недавно отслуживший в армии, полон молодых сил и желания свернуть горы. Что ему леспромхозовский поселок или город с заводами и рабочими местами? Ему нужно непременно трудиться на переднем крае, где возводится одно из величайших технических сооружений века — ГЭС.
Но, когда бабка Дарья попросила внука скосить деляну для сена корове, оказалось, что он позабыл, как это делается.
А как же чувствуют себя люди, жители Матеры, и иные, пришлые? Человек заморочен и растерян, у него нет уверенности в завтрашнем дне. Кто поможет ему обрести веру в себя?
Будет ли он счастлив в будущем? Этими или похожими вопросами задаются крестьяне, жители Матеры, хозяева разоряемых и гибнущих домов. И земля гибнет, потому что ее «понужают».
Вот и мечется ровесник Павла Петруха, неглупый, одаренный от природы мужик, но растерявший и свои таланты, и привычку к оседлой трудовой жизни. Он же одним из первых поджигает свой дом, сработанный собственными руками, самый красивый в деревне.
В повести поднята тема совести. Герои повести видят в ней одну из главных жизненных ценностей. Они, люди с чистой совестью, чувствуя свою правоту, уживутся, привыкнут к новым условиям и перевезут на новую землю упрямых стариков.
Один из самых таинственных образов в повести — образ некого зверя, хозяина острова, вездесущего и всевидящего. Именно он берег покой и уклад жизни местных людей. Повесть заканчивается тем, что последние, не переселенные из деревни старики слышат его полный тоски и отчаяния вой.
Деталь многозначительная: у людей от сердца отрывают ценности, которые до этих пор наполняли их жизнь богатым содержанием и правильным смыслом.
Прощание с матерой проблема экологии