Прощание с матерой проблема экологии

Размышления над экологическим аспектом воздействия человека на природу

В повести описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря. Под затоплением оказывались десятки на­селенных пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища. Под толщей воды скрывались леса, плодородные земли с огородами, полями,

пастбищами.

Страдала не только природа, но без вины виноватыми оказывались люди.

Действие происходит в деревне на острове, расположенном на середине реки Ангары. И деревня, и остров называются оди­наково — Матера. Если обратиться к словарю, то слова «мать» и «Матера» имеют общность в значениях корня: в нем звучит материнское, созидающее начало.

Земля Матеры — это часть России, деревня на юго-востоке Сибири. Таков казенно-административный смысл этого слова. Второй его смысл обозначает понятие «земля» как почва — в са­мом конкретном образе.

Земля, поливаемая дождями и согре­тая живительными

лучами солнца, зимой засыпанная снегом, а летом радующая людей щедрыми урожаями, она бесконечно дорога тем, кто на ней живет в трудах, горе и радости. И земля эта — фундамент, основа жизни сельчан. На ней стоят их дома, созревает вовремя нужный овощ на огородах, плодится скот, а на совхозной ниве доходят до кондиции и зерновые культуры, и обильные травы. Остров всего в пять километров длиной, но и природа, и люди постарались все здесь выстроить «по уму», исходя из практической надобности и опыта многих поколений.

И вскоре эта благодатная земля скроется под толщей воды и, безмолвная, замрет там навеки.

Теперь же перед жителями Матеры встает задача пере­селения с обжитого, привычного места в иные — в поселок, где базируется леспромхоз, или в город. Да, жители Матеры соглашаются с новыми нормами жизни, которые в сущности навязываются им сверху — и политикой партии и государства, и местным начальством разных уровней.

Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнер­гия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс шагает по свету семимильными шагами. Сработанные на славу новые машины и механизмы назавтра устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобрести новые. И в этой бешеной гонке, в безудержном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом далеко не всегда побеждают люди.

Машины «скоро бегают, да много загребают». «Оне с вас все жилы вытянут… Уже не до себя, не до человека», — говорит мудрая старуха Дарья.

Переселение в новые места всколыхнуло не только быт, но и сознание людей, высветило те истины, которые им были хо­рошо известны, но о них не думали и не говорили: не нужно было. Вот и выясняется, что настроения и планы у представите­лей трех поколений: старшего, среднего и младшего — разные. Старуха Дарья и ее сверстники, старики и старухи, смолоду в ко­лее так называемого исторического процесса. Они, вовлечен­ные в коллективизацию, честно трудились в своем островном совхозе, многие проводили на войну сыновей и не дождались их обратно. Но жизнь продолжалась, и старшие как могли, своим опытом и знанием жизни помогали семьям, теперь уже среднему и младшему поколениям: устраивали быт, возились с ребятней, смотрели за огородами и живностью.

Потерять при­обретенные, наработанные ценности, потерять землю — это становится для них подлинной трагедией.

Вот и рассказывает старуха притчу-аллегорию «про семь бра­тов»: они имели одну кобылу, которая на всех семерых пахала, а они ее продали «за рупь двадцать» бродячему цыгану. Дарья и ее сверстники «из Матеры выросли», и в потере родной земли она винит не только правительство с его директивами, а целое поколение более молодых, которые идут вслед за старшими. «А вы-то какие? Вы почто так делаете?

Эта земля всем принад­лежит — кто до нас был и кто после нас придет».

Сын Дарьи Павел — степенный, работящий мужик, он ис­правно трудится в леспромхозе на материке, он с семьей живет в новом поселке, но родительский дом не забывает: помогает старой матери пережить потери и утраты, занимается хозяй­ством. Младший же из семьи, внук Дарьи Андрей, недавно от­служивший в армии, полон молодых сил и желания свернуть горы. Что ему леспромхозовский поселок или город с заводами и рабочими местами? Ему нужно непременно трудиться на пе­реднем крае, где возводится одно из величайших технических сооружений века — ГЭС.

Но, когда бабка Дарья попросила внука скосить деляну для сена корове, оказалось, что он позабыл, как это делается.

А как же чувствуют себя люди, жители Матеры, и иные, пришлые? Человек заморочен и растерян, у него нет уве­ренности в завтрашнем дне. Кто поможет ему обрести веру в себя?

Будет ли он счастлив в будущем? Этими или похожими вопросами задаются крестьяне, жители Матеры, хозяева разо­ряемых и гибнущих домов. И земля гибнет, потому что ее «понужают».

Вот и мечется ровесник Павла Петруха, неглупый, одаренный от природы мужик, но растерявший и свои таланты, и привычку к оседлой трудовой жизни. Он же одним из первых поджигает свой дом, сработанный собственными руками, самый красивый в деревне.

В повести поднята тема совести. Герои повести видят в ней одну из главных жизненных ценностей. Они, люди с чистой со­вестью, чувствуя свою правоту, уживутся, привыкнут к новым условиям и перевезут на новую землю упрямых стариков.

Один из самых таинственных образов в повести — образ некого зверя, хозяина острова, вездесущего и всевидящего. Именно он берег покой и уклад жизни местных людей. Повесть заканчивается тем, что последние, не переселенные из деревни старики слышат его полный тоски и отчаяния вой.

Деталь многозначительная: у людей от сердца отрывают ценности, ко­торые до этих пор наполняли их жизнь богатым содержанием и правильным смыслом.




Прощание с матерой проблема экологии