Прощание с матерой проблема общества
Размышления над социальным аспектом повести Прощание с Матерой
В повести ведется рассказ о событиях 50-60-х гг., когда по решению руководства страны на реке Ангаре, что в Сибири, возводилась Братская ГЭС. Этому грандиозному строительству сопутствовало еще одно. Плотина, перегородив путь Ангаре, вынуждала людей на шаг, грандиозный по размаху и значимости: нужно было затопить разлившейся водой сотни километров пригодной для жизни территории, создав искусственное море.
В повести освещена жизнь островной деревни Матеры, которая была расположена
Есть и пришлые: безответная Сима с угрюмым внуком, к которому присохла душой. И дед
Они возились с ребятишками, присматривали за огородами, по вечерам собирались для мирных бесед, для обсуждения своего житья-бытья. А среднее и молодое поколения трудились на большой земле, в городе и леспромхозовском поселке, утверждаясь в новых профессиях, осваивая иной, городской быт. Время было летнее, забот, связанных с землей, множество. Нужно было убрать картошку на личных огородах и совхозном поле, провести сенокос.
Затопление предполагалось в середине сентября, и нужно было сделать очень многое: запастись сеном для коров, если удастся их пристроить на новом месте, собрать урожай, упаковать вещи, отделив необходимое от лишнего, а вещи приросли к людям, будь то нелепое корыто, или ружье для охоты, или ненужная в эту пору гармонь.
Да, технический прогресс в обновлении жизни — процесс, объективно необходимый, но какой ценой он может быть достигнут? Вот и мудрая Дарья приходит к выводу, что торопливые, жадные до работы люди спешат, суетятся и в суматохе дней не могут остановиться и осмотреться, чтобы осмыслить счастье бытия, насладиться бесконечно дорогими моментами жизни. Да и не ясно, думает старуха, люди ли управляют работой или работа управляет людьми.
Переправлять на новое место людей, скот, вещи из домашнего обихода дорого и хлопотно. Рушится сложившийся в течение десятилетий семейный уклад, разбредаются в поисках лучшей доли люди, ослабевают семейные связи.
А было ли должное внимание со стороны руководящих работников к жителям Матеры, а также к жителям еще семидесяти деревень, подлежащих затоплению? Именно они и явились непосредственными исполнителями государственных планов по преобразованию этих мест. Они — строители ГЭС, работники совхозов и леспромхоза, рабочие городских предприятий.
Вот и построенный поселок расположен на негодной для посевов земле. А где выращивать хлебные культуры? Ведь поселок возведен в пяти километрах от планируемого моря, которое могло бы сослужить добрую службу людям в будущем, если бы они жили рядом, а не вдали от него.
И экология поселка не продумана: в подвалах домов полно воды, подворье в полторы сотки крохотное — где держать корову и иную привычную живность? И хотя одинаковые дома и дворы создают картину порядка и стройности, не все переселенцы рады тому новому, что приходит в их жизнь. Выходит, бесценная Матера, что вскормила не одно поколение, земля лишняя?
Но ведь Бог, создавая землю, никому ни пяди не дал лишней. Значит, в этом величайшем по замыслу деле есть вторая, недобрая для людей сторона.
Затеяв строительство ГЭС и искусственного моря, люди берут на себя почти непосильную ношу и огромную ответственность перед последующими поколениями. Здесь главное — сохранить силы, не «шмякнуться», выстоять. Этого можно достичь, лишь сохранив связь с родной землей.
Как сказал старожил этих мест, к новым условиям «привыкать надо». И еще: «Не мешали бы мужику — он из любой заразы вылезет».
Прощание с матерой проблема общества