Прошу называть меня поэтом. Анна Ахматова
С именем Ахматовой связано шесть десятилетий русской поэзии. Она вошла в литературную жизнь в 1910-е годы, когда поэтический процесс отличался необыкновенным многообразием и интенсивностью развития, и участвовала в ней до середины 1960-х. Будучи членом «Цеха поэтов», составившего ядро литературного течения акмеизм, она выделялась даже среди талантливых людей, ее окружавших.
Эту ее исключительность подчеркнул Блок в статье «Без божества, без вдохновенья» , в целом резко критически направленной против этой литературной группы и возглавлявшего
Псевдоним «Ахматова» Анна Андреевна Горенко взяла от прабабушки, татарской княжны Ахматовой. По сведениям из автобиографической заметки «Коротко о себе», родилась поэтесса 11 июня 1889 г. в селении Большой Фонтан под Одессой в семье отставного инженера-механика флота. Годовалым ребенком ее перевезли в Царское Село, где она до шестнадцати лет училась в гимназии.
В 1905 г. родители расстались, мать с детьми переехала в Евпаторию, где Анна «дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов». В 1907 г. она
После венчания в Киеве с Николаем Гумилевым совершила с ним свадебное путешествие в Париж. Побывала еще раз в Париже в 1911г., а в1912г. — в Италии. Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было «похоже на сновидение, которое помнишь всю жизнь». Поэтическую свою родословную она возводила к Державину и Некрасову. Действительно, ее девические увлечения не были случайными.
Свойственные названным поэтам тяга к суровой правде, самоотверженное служение отечеству, доверие к читателю — то, к чему всегда стремилась и ахматовская Муза. В конце пути Ахматова так обобщила свою поэтическую судьбу: «Когда я писала их — я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым нет равных».
Одним из учителей Анны Ахматовой на поэтическом поприще был Иннокентий Федорович Анненский. Это был великолепный знаток и переводчик античной литературы и мифологии, оригинальный поэт, автор стихотворных сборников «Тихие песни» , «Кипарисовый ларец» , а также знаменитых в свое время литературно-критических «Книг отражений» , в которых он создал выразительные портреты поэтов XIX и XX вв. Вернувшись из Парижа, Ахматова получила корректуру «Кипарисового ларца», «была поражена и читала ее, забыв все на свете», как писала она в заметке «Коротко о себе».
От И. Анненского ею унаследованы острая наблюдательность, пристальное внимание к деталям быта, поданным так, что за ними раскрываются оттенки настроений, психологические состояния.
Голос Ахматовой уже в первых сборниках «Вечер» и «Четки» зазвучал уверенно и полноправно. Со страниц стихотворных книжек открывалась женская душа. Артистичность, тонкие и точные наблюдения сочетаются в ее поэзии с высокой одухотворенностью.
Вслед за своим учителем поэтесса обращалась в стихах к деталям домашнего мира, зорко подмечала мгновенный жест, воссоздавала импульсивный поступок. Многие «мелочи» Ахматовой стали знаменитыми, составили ее поэтическую репутацию. Стихи первых сборников в большинстве своем посвящены любовным переживаниям, но любовь героини не замкнута на самой себе. Контекст окружающей жизни, быта, искусства — очень широк.
Это дает простор для емких обобщений и помогает читателю представить то, что угадывается за непосредственной сценой или картиной. Лишь немногие стихотворения передают восторг счастья. Большое чувство, как правило, уводит героиню «от радости и от покоя» .
Для жанровой структуры ранних лирических произведений Ахматовой характерна кажущаяся, а иногда подчеркнуто нарочитая незавершенность. При этом автор выбирает такие моменты, когда «сердце — пополам», и через пронзительную боль открывается новое знание, которое по-своему обогащает героиню и становится достоянием читателя. Б. М. Эйхенбаум в небольшой по объему книге «Анна Ахматова.
Опыт анализа» обратил внимание на значительность и экспрессивную остроту союзов «и», «а», «но» в начале первой строки или в начале предпоследней строки последней строфы, — такой союз создает особое сгущение смысла и составляет одну из характернейших деталей стиля Ахматовой. К примеру, отметим стихотворение 1909 г. из первого сборника:
И когда друг друга проклинали В страсти, раскаленной добела, Оба мы еще не понимали, Как земля для двух людей мала, И что память яростная мучит, Пытка сильных — огненный недуг! — И в ночи бездонной сердце учит Спрашивать: о, где ушедший друг? А когда сквозь волны фимиама Хор гремит, ликуя и грозя, Смотрят в душу строго и упрямо Те же неизбежные глаза.
При отсутствии полной тождественности между героиней и личностью Ахматовой немало сходства. Художник Ю. Анненков, процитировав стихотворение, посвященное Н. Гумилеву — «В ремешках пенал и книги были…», выделил финальные строчки: «А на жизнь мою лучом нетленным | Грусть легла, и голос мой незвонок», — и заключил: «Грусть была, действительно, наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже — когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым.
Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символом поэзии».
Волнение и желание его скрыть составляют эмоциональный фон «Песни последней встречи» . Целая романная картина развернута перед нами в коротком стихотворении. Сжатость речи, сверхнапряжение каждого слова и межсловесного пространства здесь просто удивительные:
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки…
«Четки» включают немало стихотворений, ставших хрестоматийно известными: «Прогулка» , «Вечером» , «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Покорно мне воображенье…», «Проводила друга до передней…», «Настоящую нежность не спутаешь…», «Сколько просьб у любимой всегда!..», «Я научилась просто, мудро жить…». В них обнаруживают себя черты лирики, обозначенные автором позднее в цикле стихотворений «Тайны ремесла» : «Когда б вы знали, из какого сора | Растут стихи, не ведая стыда…» Доминанта особенного ахматовского мироощущения определена уже в этом сборнике достаточно отчетливо:
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Прошу называть меня поэтом. Анна Ахматова