Просветительская литература Франции
Крупнейшим драматургом революционного классицизма был Вольтер, самый талантливый преемник Корнеля и Расина. Будучи просветителем, он реформировал классицистский театр, обновил его содержание. Герои в его трагедиях умирают за республиканские вольности, они борцы против религиозного фанатизма.
Вольтера сближают с Корнелем » Расином принцип построения художественного образа — персонажа, тип конфликта я другие элементы художественной структуры произведения. Но Вольтер существенно отличается от них своим миропониманием, которое
Постепенно во французской литературе складывается оппозиция к классицизму, которая прежде всего стремилась приблизить творчество к реальной действительности, связать его с современностью, ее противоречиями и конфликтами. Этот процесс охватил все области искусства, привел к трансформации
Это привело к актуализации и демократизации искусства. В творчество широким потоком хлынула современная «домашняя» жизнь. Монархов и сановников в литературе стали вытеснять лица частные, не имеющие никакого отношения к государственной деятельности. Рождаются новые жанры, наряду с классицистской трагедией появилась «мещанская драма» , изображавшие коллизии частной жизни.
На смену классицистской комедии, превратившейся у эпигонов Мольера в развлекательную безделку, пришли пьесы Детуша, остро критиковавшие аморализм, распущенность дворянства и пропагандировавшие уважение к семье. Еще большую трансформацию комедийный жанр претерпел у Лашоссе, родоначальника так называемой «слезной комедии», где в сентиментальных тонах изображались семейные добродетели людей «третьего сословия». Однако демократизация драматургии сопровождалась на первых порах известными идейными утратами. Ее захлестывает преимущественно семейная проблематика, она отходит от раскрытия тем гражданского звучания, что составляло отличительную черту классицистской трагедии. «Бесчувственного», поставленного на котурны «гражданина», одержимого политическими страстями, начал вытеснять «человек», замкнутый в мире своих переживаний. «Мещанская драма» вначале еще не знает образа борца за социальные и политические свободы. Нет по существу ничего героического даже в драматургических опытах Дидро.
Правда, как теоретик он ратовал за введение на сцену героических характеров. Его установки были реализованы Мерсье, который в 70-е годы пишет ряд пьес, где главную роль играет третьесословный герой, ставящий свой гражданский долг выше своих личных, семейнььх интересов. «Мещанская драма» постепе
Просветительская литература Франции