Противоположность пушкинского и лермонтовского «Пророков»

«Противоположность двух поэтических миров» — Лермонтова и Пушкина — можно обобщенно выразить как противоположность между постановкой вопроса с его созерцанием и попыткой его практического разрешения в условиях принадлежности к нему. В этом смысле Лермонтов гораздо динамичнее.

В стихотворениях Лермонтова и Пушкина «Пророк» это про­является самым наглядным образом. Фактически, лермонтовский «Пророк» — продолжение, вторая серия «Пророка» пушкинско­го. Если посмотреть на эти два стихотворения как на единое

це­лое в двух частях, то мы легко увидим, что в первой части выс­шие силы вкладывают в человека пророческую мощь и посылают его в мир, а во второй показаны результаты этого прихода.

Так и сам Пушкин, понимая свою избранность, еще не ощутил в пол­ной мере трагичности пребывания пророка на земле, его еще со­гревала причастность к божественному. Лермонтов уже забыл это чувство, он прошел через все ступени отрицания своего дара те­ми, ради кого был послан в мир. Его миссия потерпела крах, и он, разочарованный, горько сожалеет об этом.

Он ушел обратно в пустыню, откуда пришел, и там только чувствует себя свободным и спокойным.

Пушкин

шел в мир, Лермонтов бежал из этого мира. Тако­вы и мотивы лирики обоих поэтов. Один играет как ребенок и восторгается божественной мудростью, другой, полностью вкусив этой мудрости и узрев, что она превращается на земле в горечь и страдание, начинает задавать недоуменные страст­ные вопросы.




Противоположность пушкинского и лермонтовского «Пророков»