Противопоставление жизненного выбора в судьбе сыновей Тараса: целостность натуры Остапа и внутренний конфликт между чувством и долгом в образе Андрия

Цель: развивать связную речь учащихся, умение обобщать материал, делать ВЬІВОДЬІ из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать самостоятельную оценку событиям, отстаивать свое мнение; воспитывать культуру связной речи, устного и письменного оформленния ответа. Оборудование: иллюстрации Д. Шмаринова к повести.

ХОД УРОКА І. Выборочный анализ изложения «Подвиг Остапа» Чтение фрагментов лучших работ; комментирование и коррекция типичных ошибок по содержанию

и речевому оформлению работы. II. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Работа с иллюстрациями повести — Отобрать из цикла иллюстраций те, что связаны с образами Остапа и Андрия. — Расположить их на доске, чтобы лучше проиллюстрировать рассказ о героях. 2.

Беседа с учащимися — По каким критериям мы сравнивали героев повести Гоголя Остапа и Андрия? — Можем ли мы сказать, что в данном случае речь идет об обычном сравнении, сопоставлении? — Какое значение в оценке героев имеет наше собственное мнение? III. Формирование новых знаний, умений и навыков Составление сложного плана сравнительной характеристики

Остапа и Андрия. Примерный план І. Вступление.

Роль Запорожской Сечи в становлений свободы на Украине, в формировании характеров запорожцев.

II. Главная часть. Герой повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — молодые казаки Остап И Андрий, сыновья Тараса. 1.

Учеба и воспитание в бурсе, формирование личностей: А) настойчивость Остапа, умение подчинять себя главной цели И легкое отношение к жизни Андрия; Б) прямодушне, верность принципам коллективизма Остапа и из Воротливость Андрия, умение выходить сухим из воды, пользуясь Плодами чужого труда; В) сознательное подчинение себя будущей жизни на Сечи, неотде Лимость личного от общественного у Остапа и превалирование Личных мотивов над коллективными у Андрия, романтические Наклонности его души. 2. Чувство родного дома, начало жизненного пути: А) чувство собственного достоинства у Остапа, нежелание терпеть Насмешки ни от кого и готовность Андрия пойти на компромисс Ради собственного спокойствия; Б) настоящая, непоказная любовь к родной матери и родному дому Остапа и равнодушие, забывчивость Андрия. 3. Поведение на Сечи — учение и подготовка к битвам: А) восприятие воєнного таланта братьев Тарасом Бульбой; Б) показная удаль, руководство в бою только собственным желанием Андрия и умение Остапа трезво оценивать обстановку, заботиться о товарищах, подчинять собственные интересы интересам Дела.

4. В боевом походе: А) рассудительность Остапа, уважительное отношение к нему опытных казаков и отчаянная юношеская запальчивость Андрия; Б) избрание Остапа куренным атаманом и измена Андрия товаришам.

5. Поведение перед смертью: Мужество, выдержка, душевная сила Остапа, желание подбодрить товарищей во время суровых испытаний, умение и на чужбине, среди врагов, ощущать себя частицей украинского казачества и страх перед расплатой, одиночество Андрия. III. Вывод. Неоднозначность оценки главных героев: А) с точки зрения их отца — Тараса Бульбы; Б) отношение автора к героям; В) мое отношение к Остапу и Андрию.

III. Рассказ по плану с использованием ранее подобранного материала Работа над каждым пунктом плана в отдельности.

Обратить внимание на плавный речевой переход от одного подпункта к другому. (Целесообразно выслушать несколько вариантов ответа по каждому пункту плана.

Особенно интересно послушать несколько вариантов вывода — п. III.

В, оценивая при этом, прежде всего, знание материала и умение отстаивать собственную точку зрения.) IV. Подведение итогов урока Учитель. Для чего автор показал героев, сравнивая, сопоставляя Их? (Благодаря этому образи вырисовываются более четко, разносторонне.

) V. Домашнее задание Подготовиться к конкурсу на лучший план XII главы ; подобрать материл об Остапе; подготовить выразительное чтение речи о товариществе.




Противопоставление жизненного выбора в судьбе сыновей Тараса: целостность натуры Остапа и внутренний конфликт между чувством и долгом в образе Андрия