Противоречия во взглядах Есенина

На мучительный вопрос: «куда несет нас рок событий» — поэт не мог ответить. Именно в этот период рушатся его утопические мечты об идиллическом граде Инонии, пафос революционного преобразования Родины сменяется неприязненным отношением к современной жизни. В период смятения и подавленности поэт пишет «Сорокоуст» , В основе стихотворения лежит контрастное противопоставление деревни городу.

Обратите внимание, что уже в самом начале стихотворения звучит трагический мотив: «Трубит, трубит погибельный рог!

» Эта трагическая

тема постепенно нарастает и заканчивается проклятием городу, выливается в неуемную скорбь по обреченной на гибель старой деревне: «Только мне, как псаломщику, петь над родимой страной аллилуйя». В стихотворении выражен романтический протест поэта против наступающего «железного века».

Та же тема, гибели старого патриархального мира деревни в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…». Здесь поэт как бы ощущает и свою обреченность, сравнивая себя с затравленным волком. Есенинская лирика 1920-1921 годов окрашена в печальные тона, в ней преобладает драматическая напряженность.

В стихах

все чаще звучат мотивы прощания с молодостью» Именно такими настроениями проникнуто стихотворение 1921 года «Не шалею, не зову, не плачу. » Чувствуя душевную усталость, изнуренный мучительными мыслями, поэт прощается со своей молодостью: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым, увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Однако в этом стихотворении, исполненном большой художественной силы и драматизма, поэт далек от трагической безысходности. Несмотря на печальные раздумья о жизни, Есенин приходит к светлому, оптимистическому выводу: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В 1922 году Есенин уехал за границу. В созданных в этот период произведениях «Черный человек» и «Страна негодяев» отразился трудный процесс преодоления поэтом духовного кризиса. Есенин резко осуждает собственные ошибки и заблуждения. Вернувшись в 192 3 году на Родину, поэт побывал в деревне, затем на Кавказе.

1924-1925 годы были наиболее плодотворными в творчестве Есенина. За это время поэт создает такие выдающиеся произведения, как «Русь советская», «Стансы», поэтический цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Онегина». Дальнейшее сближение с новой действительностью способствовало усилению в его творчестве гражданских мотивов, появлению образов революционеров. В стихах этого периода уже нет безнадежности; преодолевая идейные противоречия, Есенин обращается к злободневным темам времени, пытается более четко определить свою позицию. Творческая программа поэта сформулирована в стихах «Пушкину», «Издатель славный», «Стансы». Новый сборник стихов Есенин предваряет обращением к издателю: «Издатель славный!

В этой книге я новым чувствам предаюсь, учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь». Раздумья поэта порождены тем новым, что он увидел, вернувшись в родное село. Так возникает в стихотворении тема молодого поколения. Поэт с грустью узнает, что его песни отошли в прошлое вместе со старой деревней, и это вселяет в его сердце обиду: «Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец. Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец». Но эта обида не на новое время, а на самого себя.

В душе поэта как бы вспыхивает разлад можду чувством и разумом, но сознание вечного обновление жизни успокаивает его: «Но голос мысли сердцу говорит: «Опомнись! Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит другого поколения у хижин». Разум одерживает победу над скорбными чувствами, и Есенин радостно приветствует новое поколение: «Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев». Обратите внимание на то, что в трактовке темы молодого поколения Есенин перекликается с Пушкиным, с пушкинской концепцией вечного обновления жизни и связи времен и поколений. Особое место в лирике Есенина последнего периода занимает стихотворение 1925 года «Неуютная жидкая лунность».

В нем поэт вновь поднимает проблему отношения к новой действительности, которая звучала в «Стансах» и «Письме к женщине». На этот раз Есенин дает четкое определение своего места в новой жизни: «Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, но и все не хочу я стальною видеть бедную, нищую Русь».




Противоречия во взглядах Есенина