Проходящий Антип Вологонов в рассказе Нилушка

В рассказе «Нилушка» человеком, порожденным «окуровской» Русью, является Антипа Вологонов. Этот слободской мещанин — своеобразный философ. Он прекрасно видит страшную нищету, людское горе.

Но он уверен, что «бестолковые, нелепые явления жизни неизбежно законны». Примерами из жизни горожан и слобожан он пытается подтвердить свое убеждение в том, что все активные попытки человека изменить свою судьбу ни к чему не приведут, кроме как к усугублению зла.

Он по-своему жалеет людей и хочет облегчить их участь, «творя легенду»,

то есть создавая из слабоумного Нилушки образ святого праведника. «Это все-таки утешеньишко людишкам-то,- объясняет он свои поступки «про-ходящему»,- иной раз — жалко их, очень маетно живут, очень горько! А тут — жили-были стервы-подлецы, а нажили праведника!» Несколько позже, в статье «О дураках», Горький писал: «Нам нужен «праведник» затем, чтобы мы могли возложить на его плечи всю тяжесть ответственности за наше бессилие, за нашу лень жить и работать, за все наши личные и общественные грехи».

Антипа Вологонов взращен «окуровской» Русью, но он по-своему и творец ее, в этом большая

социальная опасность подобного типа. Слушая его, «проходящий» начинает думать, что именно Вологонов «злой колдун и хозяин этой от всего далекой земли Это он равнодушно творит непонятно грубую и жестокую, убийственно скучную жизнь; он набивает головы людей бессвязной жуткой чепухой, сушит их сердце страхом перед жизнью».

Источники:

    Горький А. М По Руси; Хозяин/Предисл. и прим. Е. А. Тенишевой.- М., Правда, 1986. — 480 с., ил.

Аннотация:Рассказы, составившие цикл «По Руси», занимают важное место в творчестве Горького. Русь лредстает перед читателем и в ее географическом размахе, и в разнообразии социальных категорий, и в разнообразии индивидуальных характеров.

В книгу вошла также повесть «Хозяин». В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор.




Проходящий Антип Вологонов в рассказе Нилушка