Проявление характера Печорина во взаимоотно­шениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери

Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет та­кие черты характера, как скучающее пренебрежение и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм.

То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, при­бавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблю­дателя и сам сильно увлекся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать — влюбился.

Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчет во всех движениях своей души, ясно понял, что

совершенно не будет счастлив в браке и скоро разочаруется. Поэтому он проявил даже готовность отказаться от любви, лишь бы сохранить свободу или то, что он под свободой подразумевал, потому что настоящая любовь, несомненно, чело­века не стесняет.

Общаясь с Вернером, Печорин получал удовольствие от взаи­мопонимания, которое между ними установилось. Но это было очень холодное и механическое взаимопонимание, по крайней мере со стороны Печорина. Даже с относительно близким по ду­ху человеком Печорин не мог душевно расслабиться, он продол­жал насмешливо интеллектуализировать, пользуясь понятливым слушателем и забавляясь

теми ребусами, разгадывать которые предлагал ему доктор.

Княжна Мери и Вера пробуждали в нем холодную расчетли­вую страсть, несмотря на то, что Веру Печорин, несомненно, це­нил как человека, сумевшего проникнуть в его внутренний мир. Однако это фактически никак не влияло на его поступки с ней.

Разорванность чувств и логики — вот что постоянно демон­стрирует Печорин, с кем бы он ни сталкивался. Базовое свойство его личности — раздвоенность человека, открывшего мир посто­янной рефлексии, но не сумевшего наладить обратное воссоеди­нение разнимаемой на части картинки. Стремление к глубокому самонаблюдению, само по себе похвальное, затянуло Печорина в воронку нарциссического самолюбования.

Так как это качество противоречит человеческой природе, то он потерял возможность плодотворного применения творческих сил, стал холоден и вял даже по отношению к самому себе. Законченное выражение этого типа человека предстает в фигуре Ставрогина из романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

«Герой нашего времени» как произведение отличается тем, что характеры всех действующих персонажей преимущественно статичны. Характеры Веры и Мери тому не исключение. Другое дело, что изменяется отношение к ним Печорина, причем отно­шение ситуативное, а они соответственно этому проявляют те или иные реакции.

Однако для того, чтобы всерьез говорить об изменениях характера, слишком мало материала — охватывается сравнительно небольшой промежуток времени и совсем не уде­ляется внимания прошлому того или иного персонажа. Цель ав­торского повествования — исключительно сам Печорин.

Мери привыкла быть центром внимания, ухаживания Грушницкого она воспринимает как должное, но ее, как де­вушку чуткую, значительно больше привлекла фигура Печо­рина, наполненная подлинной энергией. Когда выяснилось, что Печорин посмеялся над ней, она нашла в себе силы сохра­нить достоинство.

Что касается Веры, то мы не знаем предысторию ее отноше­ний с Печориным. Наверное, она смогла понять сущность Печо­рина, потому что, подобно пушкинской Татьяне, сумела, забыв себя, погрузиться в душевный мир любимого человека. Только, в отличие от Татьяны, она не дистанцировалась, поняв его реаль­ные стремления, а наоборот, привязалась еше сильнее.

Судя по всему, у нее в характере было заложено сильное стремление к пассивному терпению, она получала эмоциональное удовлетво­рение от искусственных романтических отношений, даже зная всю подоплеку печоринского характера. Внешне это было стрем­ление сохранить остатки самостоятельности, внутренне — жела­ние быть несчастной, но непременно красиво.




Проявление характера Печорина во взаимоотно­шениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери