Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского

Человеческая душа всегда интересовала всех писателей. Но особого звучания она приобрела в творчестве М. Коцюбинского. Эти определяющие черты новой прозы М. Коцюбинского были присущи художественному миру его героев. Хотя критики до сих пор спорят о проблематике и жанре особенностей произведения.

Безусловно, одновременно это и социально-психологическая, политическая новелла, и лирическая симфония, и лирическая драма в прозе, и пейзажная новелла, и философский трактат. Это своеобразная стенограмма психологических состояний лирического

героя, его чувств и настроений. В ритмическом ключе в ней рассказывается о человеке, которого утомил город, он стремится к уединению.

Художник трактует свое психологическое состояние: «Я устал, меня утомили люди… Пооткрывайте окна! Проветрите дом!

Выбросите вместе с мусором и тех, которые мусорят. Пусть им идут в дом чистота и покой».

Автор не конкретизирует ни социального положения своего героя, ни его профессии. Человек сбежал от человека, сделал себе передышку для утомленной души. Поэтому в изобразительную систему новеллы М. Коцюбинский не вводит больше никаких «людей», толпы, шума. Вспомогательными

образами-символами становятся: «усталость», «нивы в июне», «солнце», «три белых овчарки» и т. д. Характерно, что эти образы индивидуализированы, как и человеческие фигуры.

Лирический герой стремится общаться с природой, с бесконечностью степи, с «симфонией поля». И этот чистый, солнечный мир природы является своеобразным приемом — антитезой серого города. Пейзаж в новелле тоже как бы оживает.

Он отражает сложный внутренний мир героя, изменение его настроений, мыслей, чувств.

Именно в пейзаже, по словам И. Франко, «больше живой крови и нервов самого автора. Природа — не статическая, а динамическая — вся в движении и изменениях настроения». Какими прекрасными художественными средствами М. Коцюбинский раскрывает ее волшебный мир!

Вспомним некоторые из них, например: «кипят… серебряноволосые овса», «пленит голубыми реками лен», «белая пена гречихи, душистая, легкая, словно сбитая крыльями пчел». Эта неземная красота, освещенная солнцем, создает позитивное настроение, затрагивает в душе самые сокровенные струны и они звучат, как «поющая арфа», и одновременно возрождает в ней то, что было приглушено человеческим горем и беспокойством: «Душа готова, струны тугие, настроены, она уже играет…».

Это общение с природой, красота и гармония окружающей среды снова возрождает в душе лирического героя потребность в общении с человеком. Усиливает беспокойство в душе человека, он готов к бою против угнетателей. Свое место в этой борьбе патриот видит в первых рядах: «Говори, говори. Растопи гневом небесный купол…, чтобы были молния и гром.

Освежи небо и землю. Погаси солнце и зажги в небе «. М. Коцюбинский проявляет солидарность со своим лирическим героем, он уверен — нужно быть на переднем крае борьбы народа, за правду и справедливость.




Психологическое мастерство новелл М. Коцюбинского