Психологизм романа «Герои нашего времени»

В прозе Лермонтов выявил свой колоссальный талант писа — теля-психолога. Если прозу Пушкина можно назвать предпсихо — логической, потому что он не рисует реалистичных героев, спо­собных к глубокому самоанализу, то тонкое самонаблюдение за собой и прочими людьми, которое проявляет Печорин, в отечест­венной литературе было открытием.

Конечно, зная и понимая людей, видя насквозь их мотивы не только инстинктивно, как это, допустим, мог делать тот же Евге­ний Онегин, но во всеоружии трезвящего слова, Печорин был бе­зумно одинок, еще более,

нежели его пушкинский предшествен­ник. Четкое осознание проблемы, острота переживаний при понимании неустранимости существующего положения вещей особенно тягостны. Поэтому сам поэт был озлоблен и… несча­стен. «Люблю мечты моей созданье…», — написал он, и вовсе не потому, что бежал от реальности.

Напротив, он страстно стре­мился в реальный мир, но душа нормального человека всегда хо­чет любить прекрасное, и она начинает его выдумывать, если не находит в действительности.

Помимо того, что творчество Лермонтова является неким во­доразделом между Золотым веком русской поэзии и последую­щим безвременьем,

оно всецело ориентировано на будущее и на развитие. Его переживания и вызов существующему закаляет душу и усиливает готовность самому противостоять серости, ли­цемерию и невежеству в нашей жизни.

В учебнике определение психологического романа дано на стр. 300. Определение это представляется громоздким и не впол­не ясным.

В литературоведческом словаре учебника определения этого термина нет.

Психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании челове­ческой души во всех ее проявлениях.

Приемами создания психологизма могут быть саморефлексия героя, оценка действий героя с позиций других пер­сонажей, авторский анализ характера.

Лермонтов в романе «Герой нашего времени» пользуется всеми названными приемами.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Психологизм романа «Герои нашего времени»