Пушкин, Евгений Онегин. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в романе?
Критик В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Как вы понимаете эту оценку героя романа?
Белинский сам объясняет свое определение Онегина как страдающего эгоиста и эгоиста поневоле. Он как бы эгоист по воле судьбы, рока. Эгоизм в нем воспитан окружающим обществом притом, что в нем заложены огромные возможности для деятельности, вовсе не эгоистической, а доброй, благородной. Но его задатки не получают развития, он не находит применения своим силам, что приводит его к разочарованности, хандре, приносящей ему страдания. Белинский обращает внимание на строки из описания кавказских путешествий Онегина и находит в них выражения страдания, «которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. чувствовать себя чуждым всему этому, подобно Вечному Жиду, который среди волнующейся вокруг него жизни сознает себя чуждым жизни и мечтает о смерти, как о величайшем для него блаженстве; это страдание, не всем понятное, но оттого не менее страшное…
В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!». Вот эти строки:
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать! Тоска, тоска!..
Для Пушкина; Татьяна — идеал русской женщины. Что в ее облике и характере особенно высоко ценит автор? Какие ее качества привлекательны и для нас, людей конца XX века?
Автор ценит в Татьяне цельность натуры, естественность, простоту, близость к народной жизни, понимание народной культуры, романтичность, мечтательность, богатство внутреннего мира, любовь к природе. Из увлечений книгами французского романтизма она вынесла стремление творить добро, ценить человеческие чувства. И еще, что самое важное, что высоко оценил Достоевский в своей знаменитой речи на торжестве, посвященном открытию памятника Пушкину, — это ее верность долгу, взятым на себя обязательствам, в данном случае супружеским обязанностям. Любя Онегина, она остается верна своему долгу жены: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
Все эти качества героини не устаревают в силу того, что делают их обладательницу человеком высокой нравственности. Как мы уже говорили, их высоко оценил в 1880 году великий русский писатель Достоевский, высоко ценит образ Татьяны и русское общество нашего времени.
«Онегин», — утверждал Белинский, — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.
Оно, во-первых, не может быть не задушевным, потому что фактически является поэтическим дневником поэта, создаваемым в течение целого десятилетия. Лирические отступления и размышления, органически входящие в сюжетное повествование, раскрывают чувства, настроения, мысли, воспоминания, художественно-эстетические взгляды поэта, раскрывают образ самого автора, что является особой крупной темой для исследования романа.
Пейзаж в романе «Евгений Онегин» занимает важное место и обладает важным свойством — психологизмом. Рассмотрите одно из пейзажных описаний в памятных вам строках и попытайтесь доказать, что они обладают этим свойством.
Любой пейзаж в романе «Евгений Онегин» помогает раскрытию психологического состояния человека, его внутреннего облика, понимания им красоты русской природы. Картины природы, как правило, раскрывают либо авторское настроение, либо помогают постижению чувства Татьяны в тот или иной момент ее жизни. Как «русская душою» она любила природу, и ее душевный настрой сливался Воедино с теми движениями и оттенками, которые были запечатлены в том или ином пейзаже.
Так, расставаясь с деревней, Татьяна обращается с прощальным словом, в котором создается облик близкого ее сердцу уголка Русской земли: мирные долины, знакомых гор вершины, знакомые леса, небесная краса, веселая природа. В нарисованном с помощью приема олицетворения среднерусском пейзаже сосредоточена эмоциональная память Татьяны, связанная с воспоминаниями о наслаждении от созерцания этих картин, веселье. Мы понимаем, что деревенские картины были частью не только внешней, но и внутренней жизни Татьяны, фоном, гармонирующим с ее раздумьями. И несколько позднее, когда уже возок Лариных двинулся в путь:
«…Простите, мирные места!
Прости, приют уединенный!
Увижу ль вас?..» И слез ручей
У Тани льется из очей.
Проследите за метафорами, эпитетами и сравнениями, воспроизводящими мир природы в романе. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в романе?
Природа в романе «Евгений Онегин» живая. Изображая приход зимы в 7-й главе, Пушкин использует яркие метафоры: рассыпалась, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами. Здесь зима ассоциируется со снегом, но благодаря названным метафорам происходит ее восприятие как живого существа — «рады мы проказам матушки зимы», подразумевая под проказами ее мороз, заснеженность, что создает веселье, радость, надежды.
Но вот здесь-то радостная картина прихода зимы контрастирует с грустью Татьяны, которая должна ехать в Москву «на ярмарку невест». И даже в этой грусти содержатся воспоминания о той радости, которую героиня испытывала с приходом зимы. Тогдашнюю радость Татьяны мы узнаем по контрасту с ее нынешним состоянием.
Не радо ей лишь сердце Тани.
Нейдет она зиму встречать,
Морозной пылью подышать
И первым снегом с кровли бани Умыть лицо, плеча и грудь:
Татьяне страшен зимний путь.
Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Попытайтесь доказать правоту этого утверждения Белинского.
В романе нарисованы широкие картины русской жизни 20-х годов XIX века. Это и духовные интересы молодой дворянской интеллигенции, пути ее развития в русском обществе. Это и описание жизни великосветского, старомосковского и поместного дворянства, их нравов, привычек, культурных особенностей. Одна из ведущих тем романа — воспитание и образование дворян.
Затрагиваются и детали жизни простого народа. В «Евгении Онегине» перед читателем проходят бытовые явления, нравоописательные детали, описание одежды, вещей, цветов, блюд, обычаев, типов, зарисовок, относящихся к петербургской дворянской интеллигенции начала XIX века, к петербургскому быту различных слоев. Представлена Москва с ее балами, театрами и т. п. В деревне мы видим типичных русских помещиков, крестьянских девушек и мальчиков. Перед нами провинциальная Россия — Одесса, волжские города.
Упоминаются и охтенка с кувшином и крестьянки, сидящие при лучине за работой.
Пушкин показывает все типы русской культуры — от Николая Тургенева до архивных юношей, поэтов-любомудров, все литературные течения Европы и России — от классицизма до байронизма, журнальные полемики и порядки крепостничества, танцы — от мазурки до вальса. Прекрасны строфы о русском театре: «Волшебный край!» и т. д.
«Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из исторических моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица.
Исторические достоинства этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин был не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося самосознания: заслуга безмерная. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» .
Пушкин, Евгений Онегин. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в романе?