Пушкин, Евгений Онегин. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в ро­мане?

Критик В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Как вы понимаете эту оценку героя романа?

Белинский сам объясняет свое опреде­ление Онегина как страдающего эгоиста и эгоиста поневоле. Он как бы эгоист по во­ле судьбы, рока. Эгоизм в нем воспитан окружающим обществом притом, что в нем заложены огромные возможности для деятельности, вовсе не эгоистической, а доброй, благородной. Но его задатки не получают развития, он не находит приме­нения своим силам, что приводит его к разочарованности,

хандре, приносящей ему страдания. Белинский обращает вни­мание на строки из описания кавказских путешествий Онегина и находит в них вы­ражения страдания, «которое часто не от­нимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. чувство­вать себя чуждым всему этому, подобно Вечному Жиду, который среди волную­щейся вокруг него жизни сознает себя чуждым жизни и мечтает о смерти, как о величайшем для него блаженстве; это страдание, не всем понятное, но оттого не менее страшное…

В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного

отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!». Вот эти строки:

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать! Тоска, тоска!..

Для Пушкина; Татьяна — идеал русской жен­щины. Что в ее облике и характере особенно высоко ценит автор? Какие ее качества привлекательны и для нас, людей конца XX века?

Автор ценит в Татьяне цельность нату­ры, естественность, простоту, близость к народной жизни, понимание народной культуры, романтичность, мечтательность, богатство внутреннего мира, любовь к природе. Из увлечений книгами французского ро­мантизма она вынесла стремление тво­рить добро, ценить человеческие чувства. И еще, что самое важное, что высоко оце­нил Достоевский в своей знаменитой речи на торжестве, посвященном открытию па­мятника Пушкину, — это ее верность дол­гу, взятым на себя обязательствам, в дан­ном случае супружеским обязанностям. Любя Онегина, она остается верна своему долгу жены: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Все эти качества геро­ини не устаревают в силу того, что делают их обладательницу человеком высокой нравственности. Как мы уже говорили, их высоко оценил в 1880 году великий рус­ский писатель Достоевский, высоко ценит образ Татьяны и русское общество нашего времени.

«Онегин», — утверждал Белинский, — есть са­мое задушевное произведение Пушкина, самое лю­бимое дитя его фантазии…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.

Оно, во-первых, не может быть не заду­шевным, потому что фактически является поэтическим дневником поэта, создавае­мым в течение целого десятилетия. Лири­ческие отступления и размышления, ор­ганически входящие в сюжетное повест­вование, раскрывают чувства, настроения, мысли, воспоминания, художественно-эстетические взгляды поэта, раскрывают образ самого автора, что является особой крупной темой для исследования романа.

Пейзаж в романе «Евгений Онегин» занимает важное место и обладает важным свойством — пси­хологизмом. Рассмотрите одно из пейзажных опи­саний в памятных вам строках и попытайтесь дока­зать, что они обладают этим свойством.

Любой пейзаж в романе «Евгений Оне­гин» помогает раскрытию психологиче­ского состояния человека, его внутренне­го облика, понимания им красоты рус­ской природы. Картины природы, как правило, раскрывают либо авторское на­строение, либо помогают постижению чувства Татьяны в тот или иной момент ее жизни. Как «русская душою» она любила природу, и ее душевный настрой сливался Воедино с теми движениями и оттенками, которые были запечатлены в том или ином пейзаже.

Так, расставаясь с дерев­ней, Татьяна обращается с прощальным словом, в котором создается облик близ­кого ее сердцу уголка Русской земли: мирные долины, знакомых гор верши­ны, знакомые леса, небесная краса, веселая природа. В нарисованном с по­мощью приема олицетворения среднерус­ском пейзаже сосредоточена эмоциональ­ная память Татьяны, связанная с воспо­минаниями о наслаждении от созерцания этих картин, веселье. Мы понимаем, что деревенские картины были частью не только внешней, но и внутренней жизни Татьяны, фоном, гармонирующим с ее раздумьями. И несколько позднее, когда уже возок Лариных двинулся в путь:

«…Простите, мирные места!

Прости, приют уединенный!

Увижу ль вас?..» И слез ручей

У Тани льется из очей.

Проследите за метафорами, эпитетами и сравнениями, воспроизводящими мир природы в романе. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в ро­мане?

Природа в романе «Евгений Онегин» живая. Изображая приход зимы в 7-й гла­ве, Пушкин использует яркие метафоры: рассыпалась, клоками повисла на су­ках дубов, легла волнистыми ковра­ми. Здесь зима ассоциируется со снегом, но благодаря названным метафорам про­исходит ее восприятие как живого суще­ства — «рады мы проказам матушки зи­мы», подразумевая под проказами ее мо­роз, заснеженность, что создает веселье, радость, надежды.

Но вот здесь-то радостная картина при­хода зимы контрастирует с грустью Та­тьяны, которая должна ехать в Москву «на ярмарку невест». И даже в этой грус­ти содержатся воспоминания о той радос­ти, которую героиня испытывала с прихо­дом зимы. Тогдашнюю радость Татьяны мы узнаем по контрасту с ее нынешним состоянием.

Не радо ей лишь сердце Тани.

Нейдет она зиму встречать,

Морозной пылью подышать

И первым снегом с кровли бани Умыть лицо, плеча и грудь:

Татьяне страшен зимний путь.

Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Попытайтесь дока­зать правоту этого утверждения Белинского.

В романе нарисованы широкие карти­ны русской жизни 20-х годов XIX века. Это и духовные интересы молодой дворян­ской интеллигенции, пути ее развития в русском обществе. Это и описание жизни великосветского, старомосковского и по­местного дворянства, их нравов, привы­чек, культурных особенностей. Одна из ведущих тем романа — воспитание и об­разование дворян.

Затрагиваются и дета­ли жизни простого народа. В «Евгении Онегине» перед читателем проходят быто­вые явления, нравоописательные детали, описание одежды, вещей, цветов, блюд, обычаев, типов, зарисовок, относящихся к петербургской дворянской интеллиген­ции начала XIX века, к петербургскому быту различных слоев. Представлена Москва с ее балами, театрами и т. п. В деревне мы видим типичных русских помещиков, крестьянских девушек и мальчиков. Перед нами провинциальная Россия — Одес­са, волжские города.

Упоминаются и охтенка с кувшином и крестьянки, сидящие при лучине за работой.

Пушкин показывает все типы русской культуры — от Николая Тургенева до ар­хивных юношей, поэтов-любомудров, все литературные течения Европы и Рос­сии — от классицизма до байронизма, журнальные полемики и порядки крепо­стничества, танцы — от мазурки до валь­са. Прекрасны строфы о русском театре: «Волшебный край!» и т. д.

«Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из ис­торических моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть по­эма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исто­рического лица.

Исторические достоинства этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин был не просто поэтом толь­ко, но и представителем впервые пробу­дившегося самосознания: заслуга безмер­ная. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру рус­ской природы, к миру русского общест­ва. «Онегина» можно назвать энциклопе­дией русской жизни и в высшей степе­ни народным произведением» .




Пушкин, Евгений Онегин. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в ро­мане?