ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА
Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому «медведю»,
Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну.
После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять
Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов Толстой не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.
Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне.
Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: «Глупо, глупо: смерть, ложь… » Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять.
Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие героя.
Он чувствует, что «в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса. «Что дурно? Что хорошо?» — вот вопросы, волнующие героя.
Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева — члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: «Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу.
«Перерождение» Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению. Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный образ жизни. Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безухо-вым «было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства. Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных. В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали «замечание о его горячности».
Обстоятельства, а также «первые правила масона» вынуждают Пьера помириться с женой. В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство — это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства. Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее.
Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи. Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино.
После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами «кавардачок», который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы «скинуть с себя все это лишнее, дьявольское» и быть «просто солдатом». Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пытается разгадать тайну солдатского характера.
Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? «Кто не боится ее, тому принадлежит все». С такими мыслями Безухов возвращается в Москву.
В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился «в состоянии, близком к сумасшествию». Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило «чувство потребности жертвы и страдания». Проснувшись однажды, он взял пистолет, кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он «не отрекается» от своего намерения. На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка.
Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину.
Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти. Он не знал, как жить дальше.
Но знакомство с Каратаевым помогло ему возродиться. Любовное отношение Каратаева к жизни научило Пьера ценить то малое, что дает ему судьба. После освобождения Пьер дрлго болел, но был полон радости жизни.
Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу» и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой. В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей. Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров — необходимость преобразований.
Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное счастье, пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.
ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА