Путь исканий Пьера Безухова по роману эпопее Война и мир
«Господи! Научи меня жить!». Для автора романа «Война и мир», великого писателя и великого человека, эта молитва на протяжении всей жизни была путеводной звездой.
Вся жизнь Льва Толстого — это один большой урок, поэтому совсем не удивительно, что для героев своих произведений он уготовил тяжелый, но познавательный путь.
Роман «Война и мир» изначально был задуман Толстым как эпическая история о декабристах.
Но начав работу, писатель осознал, что для наиболее полного раскрытия характеров героев 20-х годов 19-века необходимо
С безобидным, добрым и, на первый взгляд, слабохарактерным героем мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер:
Этот толстый молодой человек был незаконный сын
Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту.
В сцене, где впервые появляется Пьер акцент на его «огромной» фигуре сделан неспроста. Так писатель дает нам понять, что его герой — не такой как все, причем не только внешне. Действительно, ему тесно и душно среди пафосных речей с напыщенными людьми.
Фальшивое общество с его фальшивыми правилами угнетает молодого человека. И это не остается незамеченным. Хозяйку вечера, Анну Павловну, пугает его «умный и наблюдательный взгляд».
Между тем Пьер еще не сформирован как личность. Он легко поддается влиянию других, а кумир для него — Наполеон Бонапарт. Пьер только вернулся из Франции, его мировоззрением правят идеи Французской революции. Он еще с трудом отделяет добро от зла, поэтому слепо следует за более опытными и сильными товарищами.
Таким мечтательным, добрым и рассеянным философом мы видим Безухова в начале эпопеи.
Легко увлекаясь, Пьер, даже имея самые чистые намерения, попадает в различные передряги. Его доверчивость и вместе с тем импульсивность приводят к браку с надменной Элен, который оканчивается разрывом и дуэлью. Между тем Пьер — единственный, кто пусть даже после серьезной ошибки смог разгадать в образе холодной красавицы бессердечное чудовище: «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».
Несмотря на то, что в образ Пьера Лев Толстой вложил «лучшие краски своей души», он не щадит своего героя, демонстрируя, к чему приводят поспешность и необдуманность решений. Так, познакомившись с видным масоном Баздеевым, Пьер начинает увлекаться этим учением и даже становится главой петербургских масонов. Восторженный новыми идеями, охваченный верой в братскую любовь между людьми, Пьер задумывается о переустройстве жизни крестьян.
Но излишняя непрактичность приводит Безухова к неудаче и последующему разочарованию.
Однако череда всех потрясений открывает Пьеру секрет, в чем счастье. Он понимает, что смысл жизни человека — в счастье других людей. Главную роль в том, что открылось бывшему почитателю Наполеона, экс-масону и кутиле Безухову сыграла Отечественная война 1812 года. После разочарования в своем кумире Пьер едет на Бородинское сражение.
Всеобщее единение, молитва перед иконой Смоленской Божьей матери производят на него неизгладимое впечатление. Весь смысл происходящего Лев Толстой вложил в уста Андрея Болконского в момент последней встречи графа Безухова с князем:
— Так ты понял все расположение войск? — перебил его князь Андрей.
— Да, то есть как, — сказал Пьер, — как невоенный человек я не могу сказать, чтобы вполне, но все-таки понял общее расположение.
— Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было, — сказал князь Андрей.
— То есть как? — сказал Пьер с недоумением, через очки глядя на Андрея.
— Да никто ничего не понимает, как и должно быть, — сказал князь Андрей.
Князь Андрей раскрывает удивленному Пьеру, что исход любого сражения зависит не от распоряжений командования, а от простых солдат, которые борются за право своих детей жить на этой земле. Безухов понимает, что война — это не четко продуманная игра, не шахматная партия. Охваченный новыми думами о предстоящей битве он из пассивного наблюдателя превращается в активного участника баталии, хоть и было сказано, что ему «здесь не место». Молодой граф пытается быть полезным, однако и здесь он выглядит несуразно:
— Что ездит этот перед линией? — опять крикнул на него кто-то…
Во время Бородинской битвы в душе Безухова происходит переворот. В уже опустевшей, полыхающей Москве он решается убить Наполеона. Это ему не удается, но он совершает куда более реальные поступки, свои первые подвиги: защищает женщину, спасает из огня ребенка.
После — попадает в плен как «поджигатель».
Находясь в плену, Пьер ведет себя, как душа компании, его любят и уважают за светлый и веселый характер. Здесь он знакомится с простым солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Тот учит героя видеть жизнь так, как видит ее русский народ.
Открыв для себя философию крестьянской жизни, Пьер испытывает новое для себя чувство — не надуманную, а зародившуюся после тяжелых испытаний любовь к людям. Он осознает, что человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого.
Война заканчивается. Пьер возвращается домой. Он встречается с Наташей и делает ей предложение.
В финале романа граф Безухов предстает счастливым отцом семейства и любящим мужем. Он более не балагур и мягкотелый толстяк, тратящий бесконечный часы на поиски истины. Нет, он не стал другим: он по-прежнему добр, по-прежнему стремится к духовной чистоте. Выпавшие на его долю испытания помогли оформиться ему как личности.
Из каждого жизненного этапа он вынес уроки, которые помогли ему найти свое жизненное предназначение: любить людей и взращивать в своем сердце доброту и честность.
Путь исканий Пьера Безухова по роману эпопее Война и мир