«Пути-дороги» Михалкова или как рождаются стихи?

Не обозначено, сколько лет лирическому герою стихотворения «Пути-дороги». Но кто же, кроме мальчика десяти — двенадцати лет, способен так самозабвенно рассказывать о разных дорогах: тропиночках, горных и воздушных путях, шоссе?

Устанешь — место выберешь, Присядешь отдохнуть, Глядишь — дорогой дальнею И катит кто-нибудь. Привстанешь, чтоб увидели, Попросишь подвезти… И кто же еще может так по-детски бояться обид? / Эх, только б не обидели И взяли по пути!..

Как рождаются стихи? Что вначале — фантазия, улыбка, удивление? На

этот вопрос Сергей Михалков неизменно отвечает, что все его стихи из жизни. И даже совершенно невероятные происшествия, о которых пишет поэт, он подсматривает в жизни. Только глаз художника различает то, что не каждому видно.

Аэродром. Холодный-день. Ветер треплет на ручках чемоданов привязанные к ним бирки с надписью «Аэрофлот».

Они похожи на бабочек и, кажется, вот-вот улетят вслед за стаей взъерошенных аэродромных воробьев.

Обычный день. Обычный рейс. Спешка.

Суета. Регистрация багажа. Большие пассажирские самолеты ждут пассажиров.

А через несколько дней было написано веселое стихотворение

об этом дне. Называлось оно «О чем не знает Аэрофлот». Герой этого стихотворения «отравлен» страстью к путешествиям. Эта страсть заставила его без виз и без билета облететь на самолете весь свет. Поэт не без торжественности сообщает, что его герой познал счастье в моторном рокоте и громе.

Но познал счастье — воробей. Всего-навсего воробей — «пернатый маленький плебей».

Столь непривычное соединение образов придает стихотворению особый колорит. Рокот моторов. Гром.

И во всей этой симфонии XX века — воробей со своим «живым весом».

В пути его живого веса Не ощущает экипаж…

История с воробьем — маленький секрет, о котором не знает Аэрофлот, но, «как ни странно, знаю я»,- шутит поэт. Стихотворение это — шутка, полная свежести и типично михалковского искрящегося юмора. Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всем интересные и забавные штрихи.

Так появилось стихотворение «Грипп».

Не румяный гриб в лесу, А поганый грипп в носу!

Эти строчки во время чтения в детской аудитории всегда сопровождаются взрывом смеха.

А дальше? Дальше началась фантазия. Поэт перевоплотился в своего героя, мальчика, с которым и происходят дальнейшие события. Из взятых из жизни фактов остались только грипп и сидение дома.

А лирический герой оказался уже совсем в иной обстановке. Его интересы и настроения самые что ни на есть ребяческие:

Хочешь, я тебе, Антошка, Нос засыплю порошком?

Нравится детям стихотворение. Самым серьезным тоном повествуется в нем о происшествиях со щенком, убежавшим из дома. Рассказ ведется очень подробно, вплоть до того, что, искусанный пчелами, пес лежит пластом и «виляет еле-еле забинтованным хвостом».

Этот же прием комического, заключающийся в противоречии между содержанием и формой изложения, применяется и в стихотворении «Если», в котором автор переводит читателя от стихотворения-игры, связанного еще с жестом, движением, к шуткам более отвлеченного характера, требующим фантазии. Читая книги Михалкова детской аудитории, убеждаешься, какое очарование кроется для ребят в его «складных, смешных» стихах. Интонация их близка к детской речи.




«Пути-дороги» Михалкова или как рождаются стихи?