Путями П. Тычины

Павло Тычина принадлежит к самобытным, сложным и необычным поэтам украинской литературы XX века. В эпоху новых социальных преобразований молодой Тычина рисует бурные события того времени с помощью символически-планетарных образов. Плуг олицетворяет могучую силу революционных преобразований. Этот плуг перепахивает землю, готовя ее к новым посевам на обновленной земле. Тычина очень верил в свободу, в революцию, в свой народ.

Само понятие народа приобретает у него четкую социальную определенность и вполне реальное жизненное наполнение

— это красные партизаны, которые отправляются с «майдана возле церкви» на свой правый бой, это боец-революционер, умирающий в чистом поле, гордо помня, что «рубили врагов и по всем фронтам», это молодой рабочий, идущие с работы «манифестацию встречать» . Однако со временем у поэта появляются стихи другого философского содержания и звучания. Вот именно эти стихи нам и предстоит рассмотреть, чтобы мы сумели раскрыть тему «Романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике Павла Тычины». Какие же это стихи? «Эй, ударьте по струнам, кобзари», «Кто же это так с тебя смеяться
смел?», «К кому говорит?», «Ой что в Софийском заиграли колокола…», «Скорбящая мать», «Золотой шум», «Памяти тридцати» и другие.

Оказывается, их не так уж и мало у Тычины, хотя считалось, что он весь был «наполнен» советскими лозунгами.

Раннее творчество Тычины — это обращение к библейским мотивам в таких произведениях, как «Скорбящая мать», «Золотой шум». Но именно через эти образы он хочет передать идеалы свободы. Например, в произведении «Скорбящая мать» главный персонаж — Мария. Она идет по полю и видит, что делается на Украине, то есть библейские образы перенесены на украинскую землю. Надо заметить, что стихотворение написано в 1918 году, уже после революции.

Что же увидела Мария такое страшное, что даже умерла? Во-первых, «чей труп во ржи чернеет». И вывод страшен: «Не быть никогда рая В этом кровавом крае».

Но Тычина так любит родную страну, потому и дает маленькую «подсказочку»: что, возможно, еще не все потеряно: — «этой стране умереть? — Где же родился другой, — Какую любил до смерти?».

Однако это стихотворение еще не дает ответа на этот вопрос. Развитие темы посмотрим в «Золотом шуме». В этом произведении вам надо найти три момента: во-первых, Украину и ее сердце — Киев — благословляет Бог и даже сходит на землю Андрей Первозванный.

Природа и все вокруг этому радуется: «Над Киевом — золотой гул, И голуби, и солнце!…». И дальше — «… Украину бесславия благословлял крестом, Лаской Божьей в сердце раненный Андрей Первозванный».

Во-вторых, в поэме появляется образ черной птицы. Он закрывает небо, не дает снова расцвести Украине. Украина была разорена, изуродована, люди перестали быть похожими на людей, и даже от этого зрелища «предки с ужасом отвернулись». П. Тычина поднимает проблему национального возрождения украинского народа: довольно уже жить под властью «черных птиц».

Украина должна быть суверенным государством: «Вырастешь! — Сказали тополя. Брызнет песнями! — Сказали цветы. Разольемся! — Сказал Днепр.

Тополи, цветы и Днепр».

В своем произведении вам надо подчеркнуть, что украинский народ почувствовал свою самостоятельность и решил больше не молчать, а подняться на борьбу за национальное освобождение. Объединяет людей романтический символ — «неугасимый огонь прекрасный, вечный Дух». Народ идет к своей свободе: «Приветствуй же нас ты с солнцем, голубями, Я сильный народ! — С солнцем, голубями. Приветствуй нас родными песнями!

Я — молодой! Молодой!».

Идея освобождения украинского народа от рабства звучит и в стихотворении «Ой что в Софийском заиграли колокола…». Это стихотворение, как и «Золотой шум», было написано в 1917 году. В нем чувствуется радость от того, что идет революция. Тычина видит — опять, как в «Золотом шуме» — Украину независимым, суверенным государством.

Это обязательно следует подчеркнуть в своем произведении: «не будет больше господина в свободной Украине». Замечаю, что речь пока идет о настоящих господах, о самодержавии. В этом стихотворении природа радуется вместе с людьми, которые идут «с крестами, с хоругвями», проводят «службу Божью» и льются не с «Интернационалом» на устах, а с «Заветом» и «Славой».

Народ идет защищать свою свободу: «Эй, вместе, вместе станем На врага мы, братья… Кто предаст неньку Украину — Проклятье тем, проклятие».

Получение свободы окрашено символикой веры в Господа и родную культуру. Для того, чтобы подбодрить народ, нужно было обращение к кобзарям. Ведь кобзари, если вы помните, всегда вдохновляли людей на подвиги. А подвиг в этом положении упадка был очень нужен: «Земля захотела жить снова — шумят мощно реки. Благословите вы честную кровь, Хвала борцам навеки!

Хвала борцам, что на заре Легли в холодные ямы. Эй, ударьте по струнам, кобзари, Вдохновите сердца песнями!». Чувствуете романтическое настроение П. Тычины, настроение, которое зовет к национальному самоосвобождению, к свободе Украины.

Автор очень любил свой народ и плакал вместе с ним, когда видел, как умирают лучшие. В стихотворении «Памяти тридцати» тридцать молодых сыновей отечества погибли за счастье Украины, за ее светлое будущее. И поэтому Тычина говорит, что «по кровавой по дороге нам идти в мир», что не все будет замечательно на пути к свободе — будут и жертвы.

Но об этих жертвах будет помнить украинский народ, недаром хоронят их на Аскольдовой могиле. «На Аскольдовой могиле! Похоронили их — Тридцать мучеников украинских. Славных, молодых…».

В стихотворении «Кто же это так с тебя смеяться смел?» П. Тычина гневно осуждает кровавую грабительскую гражданскую войну. Автор разоблачает лживость обещаний новой власти построить для трудового люда «светлое коммунистическое» будущее: «Сказали люди: хватит нас обманывать. Будем еще на свободе в цепях гнить: Ждали мы героя, а встал свинопас, — Кто же так яростно бросил на растерзание нас?».

В рассмотренных стихотворениях прослеживается романтический идеал национального освобождения и свободы, ибо действия героев народа сопровождаются всюду то «шумом», то песнями кобзарей, то лечением природы, т. е. романтическими образами.




Путями П. Тычины