Пьяцца Маттеи
На экземпляре «Урании», принадлежащем Е. Рейну, надпись, сделанная рукой Бродского: «Все описанное здесь — чистая правда, полный акмеизм».
Граф выиграл, до клубнички лаком… Выражение, восходящее к гоголевским «Мертвым душам», где Ноздрев характеризует своего приятеля-поручика: «Поверишь ли, простых баб не пропустил. Это он называет: попользоваться насчет клубнички».
…око, невольно наводясь на резкость, глядит далеко -/ на Север… В связи с этими строками А. Ю. Арьев отмечает : «Этот «Север», эта «Европа»,
А далеко, на севере — в Париже — Быть может, небо тучами покрыто, Холодный дождь идет и ветер дует.
Назо — Бродский называет так Публия Овидия Назона, используя традиционно употребляющуюся в английском языке форму латинского номинатива.
Гпавная из Резвых/взглянет — Эвтерпа… Здесь Бродский называет главной из муз Эвтерпу, музу лирической поэзии.
…обручив запястье /с котлом швейцарским… Жаргонное «котлы» — часы.
Буонарроти — Микеланжело Буонаротти, великий итальянский художник, скульптор, архитектор и поэт.
Борромини — Франческо Борромини, итальянский архитектор, классик римского барокко.
…чоколатта кон панна… В Италии — горячий шоколад со взбитыми сливками.
…в центре мирозданья /и циферблата. Здесь обыгрывает-ся сочетание «римские цифры» — обычно именно римские цифры обозначены на циферблатах часов. Рим же можно считать и центром мироздания, ср. пословицу «все дороги ведут в Рим» и восприятие образа Рима в русской культуре.
…где говорил октавой/порой иною /Тасс… Торквато Тассо, итальянский поэт. Один из создателей октавы — традиционной строфы итальянских эпических поэм.
Мой рот оскален от радости: ему знакома судьба развалин… Один из постоянных мотивов Бродского. См. стихотворение «В Озерном краю».
Ср. также в стихотворении «1972»: «В полости рта не уступит кариес Греции древней, по меньшей мере».
Усталый раб даст из удушливой эпохи побег — переосмысленная за счет многозначности слова «побег» и растянутая на две строфы отсылка к стихотворению А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» : «Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег».
Скрипи, перо. Черней, бумага. /Лети, минута — мотив скрипящего пера, связанный с поэтическим творчеством, регулярно появляется в поэзии Бродского.
См. подробнее: Арьев А. Из Рима в Рим: Размером подлинника: Сборник посвященный 50-летию И. Бродского. Таллинн, 1990. С. 222-241.
Пьяцца Маттеи