Рабиндранат Тагор

У истоков современной литературы мы встречаемся с именем выдающегося писателя и общественного деятеля Рабиндра многие произведения писателей-классиков, рассказы Тагора прочно вошли в детское чтение. Тагор был выдающимся просветителем, всю жизнь его волновали вопросы воспитания молодого поколения. И это не случайно.

Народ Индии, живший в очень сложных социальных и общественных условиях, в большинстве своем неграмотный, забитый, голодающий, нуждался в духовном вожде, который указал бы путь к освобождению от колониального ига, от социальных

и кастовых преград, тормозивших развитие страны.

Ганди и Тагор сыграли огромную роль в изменении жизни индийского общества, хотя, разумеется, они и не могли решить и осуществить все сложные задачи, вставшие перед ними. Слишком сильны были традиции феодальной иерархии, религиозные предрассудки, обусловливающие отношение к социальным вопросам. Произведения Тагора помогают понять характер жизни индийского народа в этот сложный период ломки старых феодальных отношений, понять нравственный и социальный уровень общества, увидеть перспективы борьбы народа за свое освобождение. На русском языке издан для детей

сборник рассказов Тагора «Свет и тени».

Герои рассказов — люди самых разных слоев общества: богатые бездельники и честные труженики города, крестьяне, ремесленники, борцы за социальную справедливость, английские чиновники… Многие и едва ли не лучшие страницы посвящены тяжелой доле индийской женщины и судьбам детей, просыпающемуся чувству собственного достоинства у представителей народа. Тагор не боится бросить горькие и правдивые слова и в адрес тех, кто провозглашает передовые идеи, а на практике остается в плену феодальных предрассудков.

Рассказы Тагора пронизаны гуманизмом и гневом, любовью к народу и ненавистью ко всем, кто принижает и угнетает этот народ.

Он пересказал для детей «Рамаяну», индийские сказки «Змеиный камень», а в сборники рассказов для детей вошли его произведения. Переведенный на русский язык сборник рассказов индийских писателей «Древо воды» содержит очень характерные для Прем Чанда произведения. Это раздумья о том, почему дета менее склонны придерживаться социальных различий, а в мире взрослых именно социальное положение в обществе определяет взаимоотношения человека с прежними товарищами, это горечь за отступничество от интересов народа ^»Отступник»), это поиски правды и справедливости. Неторопливое, словно бесстрастное повествование, в котором акценты расставляются не столько на оценке поступков, сколько на самих жизненных фактах, придает прозе Прем Чанда особую интонацию.

Он предлагает читателю самому размышлять о рассказанном, самому определить свою позицию по отношению к действительности и выбрать для себя путь.

Жизнь индийского народа и детей в период до освобождения от английского колониализма прекрасно описана в повести Мулк Радж Ананда «Семь лет». Ананд рисует жизнь небольшого городка и деревни, показывает униженное положение индийцев в своей родной стране, жестокость школы в период английской колонизации. Сколько трагедий, сколько изломанных судеб!

И все же повесть оптимистична, в ней звучит вера в силы, способные противостоять угнетателям.

Герой повести — мальчик Кришан, от лица которого и ведется повествование, еще мало понимает в окружающей действительности, но во всем его мировосприятии чувствуется стремление стать человеком, который будет служить своему народу. Повесть наполнена ароматом старинных легенд и преданий. Деревенская женщина, мать героя, передает их следующему поколению — своим детям.

Литература, принадлежащая перу писателей старшего поколения, отражает сложные жизненные процессы до освобождения Индии. В повестях и рассказах индийских писателей запечатлена национальная история; нравственные искания героев связаны еще с индуизмом — религиозным учением о переселении душ. Однако уже в литературе этого периода прослеживается процесс ломки старых воззрений, стремление к уничтожению кастовых и религиозных различий, предрассудков и норм поведения, пришедших из древности.

Такого рода критическое отношение к старому обществу особенно ярко проявилось в творчестве названных писателей.

Литература, предназначенная для детей и возникшая уже после 1947 года, не только наследует лучшие традиции классиков, но и раскрывает новые процессы, характерные для Индии нашего времени. Разумеется, за время существования независимого государства не могло бесследно исчезнуть то, что существовало в Индии в течение тысячелетий. Однако в стране произошли существенные изменения.

Официально уничтожены кастовые различия, введено всеобщее образование, предпринимаются меры по уничтожению ужасающей нищеты городской и деревенской трудовой массы людей, строятся школы, больницы.




Рабиндранат Тагор