РАБОТА НАД СТИЛЕМ
Соблюдение норм литературного языка — неотъемлемая черта культуры речи, а стилистические нормы выступают критерием оценки языковых единиц, которые функционируют в тому или другому стиле речи. Выпускники, абитуриенты должны быть осведомлены со средствами стилистически грамотного построения высказывания, в частности произведения. Нужно непременно использовать образные средства языка — средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворение, аллегории, символы, гиперболы, средства поэтического синтаксиса.
Это предоставит
Рассмотрим главные стилистические средства языка. Фонетические средства стилистики. Фонетическая система языка разрешает передавать содержание высказывания в гармоническом единстве с мелодичным звучанием — т. е. эвфонией.
Но евфонизацию языка нельзя понимать как искусственный прием усовершенствования языка в ее звучании — это одна из ее естественных тенденций в закономерном историческом развитии и усовершенствовании. Исторически сложилось так, что язык избегает чрезмерного совпадения одинаковых звуков для облегчения произношения.
Лексические
Стиль должен отмечаться образностью и другими чертами художественного письма.
Литературно-критическое сочинение должно быть насыщенный литературоведческими оборотами, чтобы обеспечить анализ художественных произведений. Не следует злоупотреблять словами иноязычного происхождения, ведь для передачи определенного понятия, действия, залога в украинском языке есть соответствия, тождественные по смыслу и стилистической окраской. Приводим примеры таких синонимических вариантов в русском языке:
Абсолютный — безусловный, неограниченный, безотносительный абсурд — бессмыслица, бессмыслица адекватный — соответствующий, тождественный вульгарный — грубый, упрощенный горизонт — небосклон, небосклон экзамен — проверка, испытание этикетка — ярлык, товарный знак локальный — местный потенциал — возможности, имеющиеся силы, запасы краски — цвета фон — основа
Большинство глаголов руководит существительными в определенном падеже. Преимущественно падежная форма существительного может не совпадает с формой в русском языке, который служит причиной детей делать грамматические ошибки. Рассмотрим управление отдельных глаголов существительными в определенных падежах с практической целью: предотвратить распространенные ошибки в ученических творческих роботах.
Подаем правильную падежную форму существительного: Р. В. — учиться грамоты, предотвращать ласки, послушать совета; Д. В. — благодарю отца; З. В. — предал меня. Привлечение к тексту однотипных предложений без их мотивации считается за стилистический недостаток. Тем не менее составление связного текста — не просто создания разнообразия типов предложений.
Это выбор именно таких синтаксических конструкций лучше всего передают события, мысли, чувство и т. п. Не всегда возможные замены односоставных двусоставными или наоборот. Если в двусоставных подлежащее выражено существительным, то замена на безличное невозможная:
Он не спит. — Ему не спится. Волна отнесла лодку — Волной отнесло лодку. Человек отнес лодку.
Безличные предложения имеют и другие синонимические пары — неопределенно-личные: В бою поранено бойца. — В бою поранили бойца. Именительные предложения создают образные, видимые, сменные картины: Зима. На фронт, на фронт!.. а на перроне люди…
Такие предложения охватывают разнообразные явления в единое понятие, используются в воспоминаниях, описаниях. Они помогают передать быстрое последовательное изменение впечатлений: Замолкает вещь. Вечер. Ночь.
Иногда именительное может быть синонимическим безличному: Вечер. — Вечереет. Но они не имеют соотносительных двусоставных предложений, не допускают распространения их сказуемыми. Стилистические особенности однородных членов предложения зависят от наличия или отсутствия согласительных союзов.
Так, законченного характера перечню предоставляет единичный союз: Для меня мать — первейшая советчица и наилучший друг. Для подчеркивания смысловой нагрузки второстепенных членов предложения применяется повторение предлогов: К счастью, на судьбу, на многие лета.
Заменять можно лишь один из существительных, которые есть в предыдущем предложении, так как иное все предложение становится непонятным: Мелания любит свою работу возле подсолнечников, она есть ее украшением. Накопление местоимений в тексте делает содержание нечетким, расплывчатым: Ему, какой сам недавно начал сознавать мир, очень нравилось объяснять тихой, доброй, старше себя девочке, который он, тот мир, для него ясный и понятный.
Конечная цель экзаменационной письменной работы — текст, который — состоит из связанных между собой по смыслу и строением частей: вступительной — готовит то восприятие; основной, или изложения, — реализует тему; окончание — завершает текст, содержит его главную мысль. Текст может быть реализован в одной из форм типов речи: описании, рассказа, раздумье или в их объединении с преимуществом какой-то одной формы. Тип речи, который выбирает ученик для своего произведения, зависит от типа и темы письменной работы. Так, литературно-критические произведения следует писать, используя объединение разных типов речи, т. е. переходить за потребностью от описания до рассказа или раздумья. В литературно-публицистических произведениях будет преобладать раздумье, так как нужно высказать собственные соображения, наблюдение, понимание темы, аргументировать основные положения.
Ученик должен уметь правильно делить текст на абзацы-части, которые содержат определенную мысль. Не следует делать большие абзацы, в которых высказано несколько мыслей, и, наоборот, разрывать текст на маленькие частички по два-три предложения. Подготовка к написанию произведения из украинского языка и литературы, то ли учебного, или контрольного, или экзаменационного, предусматривает такие этапы:
Прочитать текст художественного произведения. Обработать материал школьного учебника, что касается темы. Прочитать и сделать выписки из дополнительной критической литературы. Повторно возвратить к тексту, перечитать отдельные места большого произведения, выписать цитаты. Составить распространенный план произведения с указанием цитат, которые будут использованы в работе, собственных соображений, суждений.
Подобрать эпиграф, если есть такая необходимость. Продумать оригинальное вступление. Написать главную часть и выводы.
Такая систематическая предыдущая работа перед написанием каждого учебного сочинения будет оказывать содействие успеху, прибавит уверенности в своих силах, облегчит подготовку к вступительному или выпускному экзамену.
РАБОТА НАД СТИЛЕМ