Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова «Лисица-Жалобница»

Во время подготовки к чтению этой басни учителю надо вспомнить с шестиклассниками все сведения о басне. Он подчеркивает, что в баснях приходится встречаться с разнообразными персонажами.

— Какой характер воплощает образ Лисицы в любой басне? .

— Какая же черта характера наиболее полно раскрывается в этом произведении? .

Школьникам дается возможность пересказать басню своими словами, показывая личное отношение к Лисице и ее поступкам. Без наименьших сомнений все остро осуждают коварные действия Лисицы, ее лицемерные слова.

Басня

не нуждается в подробных объяснениях. Она интересна и потому легко воспринимается учениками. Учитывая это, можно попробовать выяснить коллективно, что же такое басня.

Основные элементы ее ученики называют сами: повествовательный сюжет, короткое стихотворное произведение, под растениями, животными, предметами понимаются люди или явления общества; в баснях часто есть поучительная часть.

— Что такое мораль? С какой целью баснописцы используют ее, где ее

Место в произведении? Суть морали в том, что коварный человек, пользуясь разными средствами, старается доказать другим, что он хороший, а потом

воспользуется их доверием: «Помажу, будто медком, слаже будет съесть».

Во время подготовки класса к выразительному чтению определяется главная мысль басни и главная цель чтения: осудить коварство, лицемерие.

Наслаждение лисицы

В тихой роще Лисичка счастье имела, Как в своем добре жила, гуляла: Никто ее там не пугал, И днем, и вечером там соловей пел, И птички порхали, кукушечка ковала; Везде зеленело, все цвело; Так хорошо, любо там было.

Лицемерка

Лисица так себе говорила: «Вот где по правде можно жить И долюшку хвалить, В добре любиться, всех любить, Никогда зла и несправедливости не совершать!»

Предупреждение

Если бы же то правдонька щербатая не была, То может и в самом деле бы так жила. Раз на калине недалеко, Увидела она гнездышко, — Сидели птички там.

Сочувствие

«Ох, — говорит, — как не грех котам таких маленьких, безвинных не жалеть! И им же хочется на свете жить… Ну, уж коты! Где-то на беду они Уродились, вражьи сыновья: Не только днем, ночью поживу видят, Не видят только, как горюют в мире, плачут…».

Алчных прохиндеев таких Я перевешала бы всех…

Вызвать у слушателей наслаждение от восприятия красоты уютного уголка. Откровенно посмеяться над лицемерием Лисицы. Предостеречь доверчивых от вранья Лисицы. Еще больше осудить откровенное коварство Лисицы. Настоящее лицо лисицы.

Но жалобница что-то сказать еще хотела! Аж птички из гнезда наземь как-то ляп Лисичка сейчас хап и хап: Прехорошенько всех поела. Как жалобно петь начала, А вон на что свела!

Сорвать маску лицемерия, предъявить обвинение, осудить.

«Искреннее» негодование Лисицы Л. Глибов раскрывает в словах: «Если бы же то правдонька щербатая не была, то может, и в самом деле бы так жила».

Язык Лисицы чрезвычайно фальшивый, эмоциональный, активный. Ведь эта хитрюга хочет всех убедить, какая она сердечная, чуткая. И автор подбирает для нее такие слова: «долюшку хвалит», «в добре любиться», «таких маленьких», «безвинных» и т. п.

Учитель подсказывает, что Лисица каждую реплику буквально «возглашает», чтобы ее услышала не только Сова, а и другие жители рощи. И ей казалось, что она достигла цели, но вот на глаза попали птенцы, и Лисица с новой силой доказывает свое «переживание» за судьбу других.

Последняя часть. Звучит интонация глубокого негодования против лицемерия Лисицы, которая любит поживиться с чужой беды. И уже ни сладкий монолог, ни «охи» не перекрывают ее настоящей сути. Чтец будто принуждает всех слушателей по-новому присмотреться к Лисице.

Простота и непосредственность чтеца с его откровенно выраженным отрицательным отношением к Лисице является подтверждением мыслей баснописца.

После обработки басни по частям, логического осмысления ее учениками следует прослушать грамзапись басни. Это своеобразный аккорд для окончательного целостного восприятия произведения.




Работа над выразительностью чтения басни Л. Глибова «Лисица-Жалобница»