Работа над характеристиками главных героев — Чука и Гека

Учитель. Перескажите особенно запомнившиеся вам случаи из жизни мальчиков, описанные автором.

Учитель. Как вы относитесь к братьям: кто из них вам больше понравился и почему? Докажите словами из текста.

Дети. — Мне понравился Чук. Он увлекался коллекционированием, умел показывать китайские фокусы.

А мне понравился больше Гек; он умел петь песни и был честным: не хотел врать маме, а Чук мне здесь не понравился, так как он предложил скрыть от мамы правду о случае с телеграммой.

А мне нравятся оба героя: они веселые маленькие шалунишки.

Мне не нравится Чук тем, что он грубо обошелся с младшим братом: со злостью разломал и швырнул его пику.

Учитель. А как надо?

Ученик. Надо было объяснить младшему брату, как себя вести, ведь Чук был старше и должен нести ответственность за Гека, а не провоцировать его на драку.

Учитель. А теперь прочитайте слова, которые можно соотнести с иллюстрацией в учебнике. Какой момент рассказа она отражает?

Отражает ли эта иллюстрация главные черты характера мальчиков, которые послужили причиной дальнейших приключений и происшествий? Какие это черты?

Учитель. Это ваши мнения, а теперь найдите, как

у автора: кто был виноват в том, что телеграмма пропала?

(Ребята перечитывают отрывок из текста на страницах 141142, останавливаясь на репликах автора:

«…от злости у него затряслись руки»;

«…проклятый Гек… яростно тыкал пикой в желтую картонку…»;

«…которые он не истратил, как Гек, на разные глупости…»;

«…Чук вырвал у Гека пику, переломал ее о колено и швырнул на пол»;

«…как ястреб налетел Гек на Чука…»;

«…громко завопил оскорбленный Чук…»

Учитель. А можно ли было избежать ссоры? Как, по вашему мнению, должны были поступить воспитанные мальчики?

Учитель. А теперь давайте попробуем составить характеристики этих героев и запишем в таблицу, которая дана в учебнике.

(Ребята выполняют работу в тетради. Можно предложить выполнять это задание по вариантам: одна группа составляет характеристику на Чука, а вторая — на Гека.

Затем проводится обсуждение характеристик, сравнение поведения и поступков героев, их характеров.

Чук

Возраст

Черты характера

В чем проявились?

Лет 56 .

Запасливый.

Деньги не истратил, а приберег на поездку.

Увлечение коллекционированием.

…он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки, галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса»… .

Несдержанный.

«…от злости у него затряслись руки» .

Хитрый.

Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме.

Грубый.

Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол.

Конфликтный и бестактный.

Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал драку.

Гек

Возраст

Черты характера

В чем проявились?

Лет 45 .

Незапасливый.

Истратил деньги «на разные глупости» .

Не увлекался коллекционированием.

«У Гека такой коробочки не было…» .

Имел способности к пению.

«Зато он умел петь песни» .

Разиня.

«Да и вообще Гек был разиня…» .

Не терпел обид и оскорблений.

Выбросил коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление.

Был честным.

На предложение Чука не говорить маме о телеграмме, сказал брату, что врать нельзя

Исходя из данных характеристик, учащиеся обобщают работу, называют общие и различные черты характера братьев.

Домашнее задание. Прочитать текст еще раз и поделить его на части.




Работа над характеристиками главных героев — Чука и Гека