Рабство и свобода — главные антиномии поэмы Лермонтова «Демон»
Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной «регистр», связанный с проблемами социальными, конкретно-историческими, к которым современные Лермонтову читатели были особенно чутки.
Рабство и свобода — одна из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. «Бедный! Больной,
Значение «Демона» как поэтически-обобщенного свидетельства эпохи становится особенно наглядным при сопоставлении его социально-исторического подтекста с духовной эволюцией на рубеже 30-40-х годов Белинского. Творчество поэта способствовало преодолению
По мнению критика, Демон «отрицает для утверждения, разрушает для созидания… Это Демон движения, вечного обновления, вечного возрождения».
Лермонтовский Демон — это и внутреннее противоречивое конкретно-личностное сознание; и художественное воплощение трагических исканий современников поэта, их обретений и потерь; и символико-философское отражение глубинной сущности человеческого духа, человеческого рода в процессе его бесконечного и трудного познания мира с целью его пересоздания и «очеловечивания». Не случайно существующий «Божий мир», правда сущего не просто отрицается лермонтовским героем, а служит для него и предметом «жадного познанья» как нечто непреложно и объективно существующее. Еще более объективен в рассмотрении правд героя и противостоящего ему мироздания автор поэмы, чья правда не совпадает целиком ни с правдой существующего мира, ни с правдой Демона.
Для автора поэмы «вечный ропот человека», воплощенный в образе Демона, его бунтарское противостояние «внечеловечной» гармонии «Божия мира» — равноправное слагаемое становящегося нового миропорядка, отличного от существующего. Однако при этом автор не сливается целиком со своим романтическим героем-индивидуалистом, с его безграничным своеволием. В столкновении правд героя и мира изменению подлежит не только мир, но и герой. Мир, универсум, должен стать более человечным, человек — более мирообъемлющим.
Отсюда усиление в романтизме «Демона» не только субъективного, но и объективного начала, что придает ему новое качественное своеобразие.
Контрапунктное столкновение в «Демоне» взаимоисключающих и взаимосвязанных правд, полисемантичность образа главного героя послужили основной причиной множества полярно расходящихся интерпретаций этого выдающегося произведения русской и мировой литературы не только в критике и литературоведении, но и при переводах поэмы на язык других видов искусств. Наибольшую известность получили посвященные «Демону» картины и иллюстрации к поэме М. А. Врубеля, одноименная опера А. Г. Рубинштейна, симфония Э. Ф. Направника.
Литература:
Лермонтов М. Ю. Мцыри Лермонтов М. Ю. Демон Ломинадзе С. Куда бежит Мцыри? Поэтический мир Лермонтова, М., 1987. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова.
М. — Л., 1964. Мелихова Л. С., Турбин В. Н. Поэмы Лермонтова. М., 1969.
Фохт У. Р. Лермонтов: Логика творчества. М., 1975. Кормилов С. И. Поэзия М. Ю. Лермонтова.
М., 1997 Махлевич Я. Л. И Эльбрус на юге…- М., 1991 Суздалев П. К. Врубель и Лермонтов. М., 1991
Рабство и свобода — главные антиномии поэмы Лермонтова «Демон»