Райнер Мария Рильке «Песня о Правде»

Цель: Познакомить с содержанием произведения, показать воспроизведение поэзии украинской истории сквозь призму восприятия австрийца Рильке; усовершенствование навыков текстологического анализа произведения, навыков работы над выразительным чтением; воспитание культуры связной речи, культуры ответа. Оборудование: Портрет Р Г. Рильке.

Ход урока.

I. ИТоги работы над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Чтение фрагментов лучших произведений.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Короткий рассказ учителя об

австрийском поэте Райнере Марии Рильке.

Учитель. Он писал на немецком языке. Дважды приезжал в Россию — «духовную родину», как он ее называл, в совершенстве знал русский язык.

Состоял в переписке с известными русскими поэтами Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком.

Считал, что литература, особенно поэзия, а также личность поэта-творца должна сыграть ведущую роль в жизни общества.

Смерть Поэта

Поэт лежал. Его лицо бледное, отчужденное с подушки выпячивалось, когда знание о мире это расставалось с его естеством и возвращалось во время, которое безразлично дальше идет. Те люди, которые живым поэта

знали, не ведали, каким единым он с миром был: его лицом становились эти воды, горы, нивы этих долин.

О, лик его — это весь безграничный мир, который напрасно льнет к нему ныне, а личина, которая укрыла лик человеку,- она чувствительная и нежная, будто плод, обреченный погибнуть в тлении.

.

Сегодня мы познакомимся с прозаическим произведением Р. Г. Рильке — рассказом «Песня о Правде».

Обратите внимание на написание слова Правда с заглавной буквы. Как вы думаете, Почему автор избрал такую форму?

2. Чтение с остановками.

1) С начала рассказа до «Я думаю, никогда нельзя знать, есть ли в рассказе бог, пока он не совсем закончен».

— Что имеет имел в виду, говоря о Боге, автор? .

2) От «Ведь когда не хватает всего двух слов…» до «Не знаете вы еще чего-то о тех русских певцах?».

— Каких именно певцов имел в виду рассказчик? .

3) От «Я колебался» до «…об этих необыкновенных людях».

Кого названо: «Эти необыкновенные люди»? Как вы считаете, почему разговор о Боге постепенно перешел к рассказу о русских певцах?

4) От «Не знаю, чего оно так…» до «И я начал рассказывать».

Кто такой Эвальд, в чем преимущество его судьбы над другими? . Как можно передать мысли, раздумья, чувства? . Как вы считаете, какую часть рассказа, если рассматривать его композиционное построение, мы с вами сейчас прочитали? .

5) От «Это творилось в те времена» до «Народ в степях не знал толком, что творится».

Какая жизнь была в народе и какое настроение овладело им? С чем сравнивает автор эту атмосферу безнадеги? .

6) От «Однако понять непонятную тревогу…» до «образами наиболее чтимого им святого».

К чему обращались люди в трудные времена? .

С чем сравнивает автор иконы? .

Как можно назвать все это: обращение к небу, к могилам прошлого, к песням, к иконам — одним словом? .

7) От «Так и значит, что Петр Якимович…» до «…в плечах и стане».

Какой работой, кроме сапожной, владеет Петр и изменяет ли она его личность? .

8) От «большую часть своей жизни…» до «выше всех святых».

По-настоящему ли духовным человеком возникает перед нами Петр? .

Посчастливилось ли ему с последними детьми? .

9) От «Алексей и сам больше никогда не брался за образа» до «не знал зачем».

Что чудного в характере сына Алексея?

Можно ли через эту непохожесть к другим считать его плохим, неудачным? Как мать относится к сыну?

10) От «Как-то теплого, тихого вечера…» до «И тогда все его узнали».

С чего начинаются изменения в обычной жизни семьи Петра? Что в рассказе является предвестником необыкновенного? . По вашему мнению, что они прорицают? .

Какое место занимает этот эпизод в рассказе, если говорить о композиционном построении произведения? .

11) От «То был один из слепых кобзарей…» до «Потому запала тишина».

Случайно ли в кульминационный момент рассказа появляется

Кобзарь? .

О чем по обыкновению пел этот кобзарь? Какие имена вам показались знакомыми?

3. Беседа с учениками

— Можно ли сказать, что в рассказе речь идет об Украине определенных времен? Какие есть ссылки на это в тексте? .

Учитель. Применение в тексте произведения названий, указаний, примет, описание обычаев и традиций определенной страны в определенные времена называют национальным колоритом.

III. Подведение итогов урока.

— Что является неотъемлемым от жизни человека, от человеческого общества во все времена?

— Что добавляет людям силы в

Трудную минуту?

VI. ДОмашняя задача.

Подготовить короткий пересказ содержания прочитанного.




Райнер Мария Рильке «Песня о Правде»