Райнер Мария Рильке «Песня о Правде»
Цель: Познакомить с содержанием произведения, показать воспроизведение поэзии украинской истории сквозь призму восприятия австрийца Рильке; усовершенствование навыков текстологического анализа произведения, навыков работы над выразительным чтением; воспитание культуры связной речи, культуры ответа. Оборудование: Портрет Р Г. Рильке.
Ход урока.
I. ИТоги работы над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Чтение фрагментов лучших произведений.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Короткий рассказ учителя об
Учитель. Он писал на немецком языке. Дважды приезжал в Россию — «духовную родину», как он ее называл, в совершенстве знал русский язык.
Состоял в переписке с известными русскими поэтами Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком.
Считал, что литература, особенно поэзия, а также личность поэта-творца должна сыграть ведущую роль в жизни общества.
Смерть Поэта
Поэт лежал. Его лицо бледное, отчужденное с подушки выпячивалось, когда знание о мире это расставалось с его естеством и возвращалось во время, которое безразлично дальше идет. Те люди, которые живым поэта
О, лик его — это весь безграничный мир, который напрасно льнет к нему ныне, а личина, которая укрыла лик человеку,- она чувствительная и нежная, будто плод, обреченный погибнуть в тлении.
.
Сегодня мы познакомимся с прозаическим произведением Р. Г. Рильке — рассказом «Песня о Правде».
Обратите внимание на написание слова Правда с заглавной буквы. Как вы думаете, Почему автор избрал такую форму?
2. Чтение с остановками.
1) С начала рассказа до «Я думаю, никогда нельзя знать, есть ли в рассказе бог, пока он не совсем закончен».
— Что имеет имел в виду, говоря о Боге, автор? .
2) От «Ведь когда не хватает всего двух слов…» до «Не знаете вы еще чего-то о тех русских певцах?».
— Каких именно певцов имел в виду рассказчик? .
3) От «Я колебался» до «…об этих необыкновенных людях».
Кого названо: «Эти необыкновенные люди»? Как вы считаете, почему разговор о Боге постепенно перешел к рассказу о русских певцах?
4) От «Не знаю, чего оно так…» до «И я начал рассказывать».
Кто такой Эвальд, в чем преимущество его судьбы над другими? . Как можно передать мысли, раздумья, чувства? . Как вы считаете, какую часть рассказа, если рассматривать его композиционное построение, мы с вами сейчас прочитали? .
5) От «Это творилось в те времена» до «Народ в степях не знал толком, что творится».
Какая жизнь была в народе и какое настроение овладело им? С чем сравнивает автор эту атмосферу безнадеги? .
6) От «Однако понять непонятную тревогу…» до «образами наиболее чтимого им святого».
К чему обращались люди в трудные времена? .
С чем сравнивает автор иконы? .
Как можно назвать все это: обращение к небу, к могилам прошлого, к песням, к иконам — одним словом? .
7) От «Так и значит, что Петр Якимович…» до «…в плечах и стане».
Какой работой, кроме сапожной, владеет Петр и изменяет ли она его личность? .
8) От «большую часть своей жизни…» до «выше всех святых».
По-настоящему ли духовным человеком возникает перед нами Петр? .
Посчастливилось ли ему с последними детьми? .
9) От «Алексей и сам больше никогда не брался за образа» до «не знал зачем».
Что чудного в характере сына Алексея?
Можно ли через эту непохожесть к другим считать его плохим, неудачным? Как мать относится к сыну?
10) От «Как-то теплого, тихого вечера…» до «И тогда все его узнали».
С чего начинаются изменения в обычной жизни семьи Петра? Что в рассказе является предвестником необыкновенного? . По вашему мнению, что они прорицают? .
Какое место занимает этот эпизод в рассказе, если говорить о композиционном построении произведения? .
11) От «То был один из слепых кобзарей…» до «Потому запала тишина».
Случайно ли в кульминационный момент рассказа появляется
Кобзарь? .
О чем по обыкновению пел этот кобзарь? Какие имена вам показались знакомыми?
3. Беседа с учениками
— Можно ли сказать, что в рассказе речь идет об Украине определенных времен? Какие есть ссылки на это в тексте? .
Учитель. Применение в тексте произведения названий, указаний, примет, описание обычаев и традиций определенной страны в определенные времена называют национальным колоритом.
III. Подведение итогов урока.
— Что является неотъемлемым от жизни человека, от человеческого общества во все времена?
— Что добавляет людям силы в
Трудную минуту?
VI. ДОмашняя задача.
Подготовить короткий пересказ содержания прочитанного.
Райнер Мария Рильке «Песня о Правде»