Раннее творчество Маяковского

Понимание «неизбежности крушения старья» и в жизни, и в искусстве привело к созданию «искусства будущего», нарочи­то противопоставленного искусству прошлого. Так родился российский футуризм с характерным для него бунтом против всего и всех — против морали обывателей, против со­держания в искусстве, против традиционной эстетики. Футуристы считали необ­ходимым создать новый поэтический язык, изобретая для этого порой невероятную «заумь». Деятельность футуристов не была чем-то особенным для литературы начала века, поскольку

она отражала общеестремление поэзии к обновлению, общие поис­ки нестандартного, нестертого слова и образа. Маяковский, начинавший как один из лидеров футуристов, тоже «любил по­играть со словом», как писал А. Фадеев, любил он и поиграть с рифмой, но в наиболее зрелых, сильных произведениях поэта эти эксперименты помогали создать неожиданные образы, по­зволяли в яркой, необычной форме раскрыть мысль автора.

Необычность Маяковского ощутима уже в первых его стихах.

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана…

Завораживает наступательный пафос стихотворения. Поражают необычные, загадочные

образы. Ясно, что эти образы нельзя пытаться расшифровать, понять буквально. Пе­ред нами — метафоры, основанные на противопоставлении, на внутренних противоречиях. Все это призва­но подчеркнуть основной конфликт стихотворения: противо­положность, несовместимость прозаического и поэтического взгля­да на мир. В стихотворении звучит вызов: «я», поэт, вижуза обыденным высокое, а «вы», глухие к музыке жизни, «могли бы?».Этот вызов получил и особое графическое оформление: последнее двустишие разбито на четыре строки, и дополни­тельные паузы, появившиеся при этом, помогают выделить основные для понимания смысла стихотворения слова. Здесь очевиден переход к тоническому стиху, о котором мы поговорим ниже.

Приведенное стихотворение позволяет увидеть многие осо­бенности раннего творчества Маяковского. Его нередко называ­ют поэтом города, и действительно, в основе стихотворения — городской пейзаж, но не сам по себе, а своеобразно увиден­ный, пережитый автором. В то же время город, здесь — лишь конкретный образ более общего яв­ления: мира, в который пришел поэт со своим особым взгля­дом и неблагополучие кото­рого он видит. Не случайно возникнет гиперболизированный образ: «адищегорода» .




Раннее творчество Маяковского