Раннее творчество Маяковского
Понимание «неизбежности крушения старья» и в жизни, и в искусстве привело к созданию «искусства будущего», нарочито противопоставленного искусству прошлого. Так родился российский футуризм с характерным для него бунтом против всего и всех — против морали обывателей, против содержания в искусстве, против традиционной эстетики. Футуристы считали необходимым создать новый поэтический язык, изобретая для этого порой невероятную «заумь». Деятельность футуристов не была чем-то особенным для литературы начала века, поскольку она отражала общеестремление поэзии к обновлению, общие поиски нестандартного, нестертого слова и образа. Маяковский, начинавший как один из лидеров футуристов, тоже «любил поиграть со словом», как писал А. Фадеев, любил он и поиграть с рифмой, но в наиболее зрелых, сильных произведениях поэта эти эксперименты помогали создать неожиданные образы, позволяли в яркой, необычной форме раскрыть мысль автора.
Необычность Маяковского ощутима уже в первых его стихах.
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана…
Завораживает наступательный пафос стихотворения. Поражают необычные, загадочные образы. Ясно, что эти образы нельзя пытаться расшифровать, понять буквально. Перед нами — метафоры, основанные на противопоставлении, на внутренних противоречиях. Все это призвано подчеркнуть основной конфликт стихотворения: противоположность, несовместимость прозаического и поэтического взгляда на мир. В стихотворении звучит вызов: «я», поэт, вижуза обыденным высокое, а «вы», глухие к музыке жизни, «могли бы?».Этот вызов получил и особое графическое оформление: последнее двустишие разбито на четыре строки, и дополнительные паузы, появившиеся при этом, помогают выделить основные для понимания смысла стихотворения слова. Здесь очевиден переход к тоническому стиху, о котором мы поговорим ниже.
Приведенное стихотворение позволяет увидеть многие особенности раннего творчества Маяковского. Его нередко называют поэтом города, и действительно, в основе стихотворения — городской пейзаж, но не сам по себе, а своеобразно увиденный, пережитый автором. В то же время город, здесь — лишь конкретный образ более общего явления: мира, в который пришел поэт со своим особым взглядом и неблагополучие которого он видит. Не случайно возникнет гиперболизированный образ: «адищегорода» .
Раннее творчество Маяковского