Ранний период творчества. Автобиографическая повесть «Детство Никиты», роман «Аэлита» и др
Алексей Николаевич Толстой в воспоминаниях людей, хорошо знавших его, предстает личностью незаурядной, щедро одаренной от природы. Его яркий артистический талант обнаруживал себя во всем: в манере общаться с людьми, в искусстве создавать окружающий интерьер, в самом образе его жизни и, конечно же, в литературном творчестве. Одним из слагаемых его успеха, по единодушному свидетельству современников, была редкая трудоспособность.
Весьма скептически относившийся к Толстому И. А. Бунин тем не менее отдавал ему должное: «Работник он был первоклассный».
Художественное
Действие произведений охватывает более пяти веков русской истории, причем особенное внимание писателя привлекают ее поворотные, решающие моменты.
Как художник Толстой выступает последовательным продолжателем традиций русской классической литературы XIX в. Наиболее полная оценка его
Творческая индивидуальность Толстого сложилась еще до 1917 г. Выпустив вначале два сборника лирических стихотворений, писатель завоевывает всероссийскую известность своими рассказами, повестями и романами об умирании дворянских гнезд, пьесами.
Февраль 1917 г. Толстой приветствовал, выражая надежду и веру в благотворность для России «гулкого ветра» революции.
События Октября и гражданской войны он оценил негативно, и, переехав летом 1918 г. из Москвы в Одессу, следующей же весной эмигрировал за границу. Как выяснилось позже, для него это было ошибкой: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни, — признавался писатель. — Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах».
В первые годы эмиграции Толстой работает над произведениями, отражающими события русской истории: рассказы «Наваждение» и «День Петра», пьеса «На дыбе» о петровском времени, «Повесть смутного времени» о событиях XVI в.
Работа над архивными источниками, в частности над материалами «Слово и Дело Государевы», опубликованными в «Известиях» Томского университета, была для писателя важным моментом в его творческой эволюции. Именно в это время он формулирует для себя и закон зрительного восприятия художественного слова, называя его речевым жестом.
«Премудрых дьяков, наших словесников-примитивистов» Толстой признает своими учителями. Речевой жест, по его убеждению, отображает внутренние мотивы поведения и движение персонажа. Особенно успешно Толстой использовал прием речевого жеста в работе над романом «Петр Первый».
В 1920 г. выходит его автобиографическая повесть «Детство Никиты». Этот жанр отличался популярностью и до Толстого: прекрасные произведения были созданы Л. Толстым, В. Короленко, Н. Гариным-Михайловским, М. Горьким. Но у книги А. Толстого есть свойство, выделяющее ее из ряда подобных, — особый лиризм. Находясь в эмиграции, писатель страдал от тоски по родине, и поэтому даже простое воспоминание об усадьбе, где он вырос, пробуждало глубокое и острое чувство.
В повести — два героя. Один — любознательный мальчик Никита, перед которым раскрывается удивительная жизнь окружающего мира. Писатель использовал и воспоминания о собственном детстве, и наблюдения над взрослением своего сына.
Лирическая поэзия познания, тонкий психологический анализ душевных движений ребенка прекрасно удались Толстому.
Второй герой повести — Россия. Картины ее природы, времен года, места, где родился Никита, описаны с какой-то щемящей нежностью. Красочен и богат язык повести.
Достоинства «Детства Никиты» ставят его в ряд лучших произведений этого жанра. Неслучайно отрывки из повести входили во все детские хрестоматии.
В 1922 г. был создан первый научно-фантастический роман Толстого «Аэлита» о космическом полете на Марс инженера Лося и вчерашнего красноармейца Гусева. Описание летательного аппарата, которым герои добирались до Марса, не выдерживает критики. Но Толстого и не интересовали научно-технические проблемы.
Его Гусев прошел через революцию и гражданскую войну. Он одержим жаждой социальных перемен. Революционная страсть влечет его и в космос. На Марсе Гусев попадает в благоприятную обстановку. Здесь назревает восстание против местного тирана.
Гусев возглавляет его. Поразительно, как Толстой, находясь в эмиграции, угадал черты людей, подобных Гусеву, талантливо изобразив их тягу к переустройству общества, к социальной справедливости, как они ее понимали.
Вторая тема романа — тема любви, связанная с образом Лося. До этого Толстой много писал о любви и ее значении в человеческих взаимоотношениях. «Любовь — книга золотая» — это не просто название одной из его пьес, а отношение писателя к любви как к одному из самых высоких, облагораживающих человека чувств.
На Марсе Лось влюбляется в Аэлиту — дочь марсианского правителя. Любовь излечивает его от отчаяния, возрождает к жизни. Ведь на Марс Лося привели совсем иные настроения и чувства, чем Гусева. Он переживал состояние разочарования и усталости. И когда Лось вернулся на землю, то вслед за ним, преодолевая миллионы километров, прилетел радиоголос Аэлиты.
Толстой утверждает необыкновенную силу, высокую и непреходящую ценность любви. «Аэлита» сразу же была переведена на многие языки. Уже в этом романе видны изменения в настроении писателя по отношению к революции. Главный герой у него красноармеец, простой советский паренек, желающий переустройства мира. Переустройства в своей жизни желал и А. Толстой. В этом желании он утвердился, встретившись в Бруклине с М. Горьким.
Их встреча положила начало многолетней дружбе двух великих художников.
Ранний период творчества. Автобиографическая повесть «Детство Никиты», роман «Аэлита» и др