Расцвет сентиментализма как литературного направления

Среди сентименталистов наибольшей творческой самостоятельностью отличался Иван Иванович Дмитриев, основные произведения которого относятся еще к XVIII в. Сотрудничая с Карамзиным в «Вестнике Европы», Дмитриев писал в эти годы почти исключительно в басенном жанре. Заимствуя сюжеты у Лафонтена и других французских поэтов, придавая стилю басни черты салонного изящества, Дмитриев сумел все же отразить некоторые стороны реальной жизни и стал непосредственным предшественником Крылова-баснописца. Но выпустив в начале века собрание своих

сочинений, он вслед за тем отходит от литературы.

Менее крупным поэтом того же направления был Василий Львович Пушкин, сочинявший различного рода поэтические «мелочи», изящные, остроумные, но незначительные по содержанию: стихи в альбом, мадригалы, эпиграммы, экспромты, шарады, буриме. Более заметную роль в литературе В. Пушкин стал играть в начале 10-х годов, когда он выступил одним из инициаторов в борьбе нового поколения поэтов с защитниками старой литературной традиции. Но связанные с этим произведения В. Пушкина выходят за пределы поэзии сентиментализма, и о них уместнее сказать при изложении полемики романтиков

с «классиками».

Однако большинство поэтов-сентименталистов не поднималось над уровнем подражательности и литературной моды. Иллюстрацией могут служить произведения Петра Ивановича Шаликова, наводнившего журналы слащаво-слезливыми, нудно-многословными излияниями своей «чувствительной» души. Вот типичное для Шаликова начало стихотворного послания:

Один — один с моей тоскою И счастие протекших дней… Брожу по рощам, по лугам, Слеза грудь томну окропляет Как некогда гулял с тобою, Полсердца слабо бьется в ней. Мой милый друг! и все мне там, Увы! тебя напоминает,

Здесь и «тоска», и «протекшие дни», и «слеза», окропляющая «томну грудь», и «увы!». Поэт-сентименталист хочет питать сердце «одной горестью» и в ней искать «всей утехи». Все это изложено довольно гладкими стихами, не без претензии на изысканность, но поэзии в этом наборе трафаретных слов и выражений нет, и стихи оставляют читателя холодным.

Воспевание сентименталистами чувствительности как свойства тонкой и отзывчивой души явилось реакцией на рассудочность классицизма. О своих правах заговорило сердце человека. Недаром понятие чувствительности мы находим и у А. Н. Радищева.

Но для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от окружающей жизни в узкий круг личных интересов, интимных переживаний. «Бытие сердца моего» — так озаглавил сборник своих стихотворений поэт Иван Михайлович Долгорукий. Его интересует не действительность, а собственное сердце, этот «глубокий лабиринт». Не богатство жизни, а «все оттенки чувств своих» поэт хотел бы сохранить в поэзии. Такая установка не могла не привести творчество сентименталистов к отрыву от действительности, к крайнему субъективизму. Упадку поэзии сентименталистов способствовала и ограниченность их лирической тематики, однообразие эмоций, однотонность переживаний: «оттенки чувств» почти не выходили за пределы уныния и слез.

В результате у сентименталистов складывается условный, трафаретный, узкий мир чувств, носителем которого становится столь же трафаретный, неизменный лирический герой. Чувствительность вырождается в слезливость. Культ меланхолии приобретает слащавость, манерность.

Искреннее переживание превращается в условную позу.

Погружение в мир личных переживаний стало для сентименталистов средством ухода от общественных волнений, от социальной борьбы. Разделяя консервативную идеологию Карамзина, они оказывались в оппозиции к передовому общественному и литературному движению. Это и предопределило неизбежный упадок сентиментализма.

Постепенно шаблонизировался и поэтический стиль сентиментализма. У Карамзина и Дмитриева, его создателей, было много положительного, нужного для языка поэзии. Прогрессивное значение карамзинской реформы русского литературного языка сказалось не только на прозе, но и на поэзии.

Однако в поэтическом стиле самого Карамзина обозначились две противоречивые тенденции. Следуя стилистическим принципам, высказанным в «Послании к женщинам» .




Расцвет сентиментализма как литературного направления