«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказан
В. Г. Белинский когда-то сказал молодому Ф. М. Достоевскому: «Цените ваш дар и будете художником». Его пророчество сбылось, потому что Ф. М. Достоевский — великий русский писатель, мастер по описанию внутреннего мира человека. Его бессмертный роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 году, показывает нам весьма неординарную натуру Родиона Романовича Раскольникова.
В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то совсем личное, присущее только автору, хотя они совсем непохожи друг на друга.
Если сначала коснуться внутреннего
Раньше он зарабатывал хоть какие-то гроши: получал стипендию и подрабатывал преподаванием.
И вот в темной каморке, когда совсем нечего было есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила
А что же такого особенного было в мировоззрении Раскольникова, если каждый критик, который писал критическую статью о «Преступлении и наказании», непременно касался теории Раскольникова? На самом же деле ничего такого выдающегося, на мой взгляд, не было ни в теории Раскольникова, ни в нем самом. Обычный юноша того времени, возомнивший себя Наполеоном, «властелином», вершителем судеб.
Раскольников разделил всех людей на «тварей дрожащих» и «властелинов». Основа его теории заключалась в том, чтобы проверить: является ли он «властелином» или «тварью дрожащей». Если он «властелин», то есть такой же, как и Наполеон, то ему все можно.
Он может убить и не будет нести за это никакой ответственности, его не будет мучить совесть. Совесть… Вся его бессмысленная теория основана лишь для проверки совести.
Жажда денег — все это лишь внешняя занавеса.
Нет, не это нужно было Раскольникову… Переступая через закон и кровь, Раскольников решает стать таким «властелином». Одновременно он чувствует и противоречивость, своей теории: ведь все эти «наполеоны» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных?
Остается решать только с точки зрения своего блага. Если коснуться истории, то она показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей, всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Ведь многие, например большевики, надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразить мир. Но не может же группа людей заставить всех остальных людей делать что-то, если те не дали им такого права.
Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой, в том числе и военной, навязать остальным свою волю. Это лирическое отступление, которое, как мне кажется, в чем-то напоминает «властелинов», к которым и отнес себя Роман Родионович Раскольников.
Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?
Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержан «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает.
Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому что, как считает сам герой, оказался «вошью», «тварью дрожащей». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь.
Но и это не все. Хотя разум Раскольникова и не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной же теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, но чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества.
Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись».
Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречен носить в. душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним.
Даже мать и сестра становятся для него чужими. Если бы не сострадание и любовь Сони Мармеладовой, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.
Достоевский не зря сводит двух, на первый взгляд, совершенно разных людей. Что может быть общего у падшей женщины и бедного, потерявшего все в жизни, Раскольникова? Чем ближе знакомятся Соня и Родион Романович, тем больше мы находим в них общего.
Оба они погрязли в нищете, но это не главное… Соня и Раскольников — это, на мой взгляд, симбиоз. Она не может без него, а он не может без нее. Если бы не Сонечка, то Раскольников никогда бы не признался в преступлении.
Родион Романович же не воспринимает Соню, как все пользующиеся ею мужчины, падшей, она была для него другом, очень хорошим и понимающим и спасающим от психологических травм.
Поскольку «Преступление и наказание»- это и философский, и психологический, и нравственный роман, то можно рассматривать все душевные терзания Раскольникова с разных сторон. Но одно остается одним: он совершил преступление и поплатился за него сполна, потому что этот грех на всю оставшуюся жизнь будет лежать у него тяжелым бременем на сердце. Раскольников же, несмотря на все беды в его жизни, остается жив, его душа жива. Сам же он не смог бы выжить, поэтому надо отдать должное Соне.
Здесь мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.
Трудно читается роман, не сразу «разгадываешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь, что Н. Н. Страхов не ошибся, когда назвал Раскольникова «истинно русским человеком именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум», потому что только русскому человеку под силу вернуться к жизни после долгих испытаний и мучений.
«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум» (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказан