Раскрыть смысл высказывания Кронгауза: То, как мы говорим, рисует наш портрет

Окружающие воспринимают человека не «по одежке», а по его речи. От того, какие человек подбирает слова, как строит предложения, зачастую зависит достижение поставленных целей. Ведь речь — один из главных критериев культуры и бескультурья, духовности и ограниченности, внутреннего богатства и нищеты.

Известный лингвист Кронгауз по этому поводу очень точно отметил: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет…».

Максим Анисимович считает, что этот портрет «может быть привлекательным и непривлекательным», как и внешность.

Нередко

писатели для раскрытия образов героев, помимо описаний внешности и характеров, используют речевую характеристику. Употребляемые конкретным персонажем слова показывают его с положительной или отрицательной стороны. Вежливый человек не станет прибегать к бранным словам, культурный — не допустит грубых ошибок, а патриотичный не станет презрительно называть родную страну «рашкой».

В тексте В. Осеевой ярко представлен не вызывающий уважения портрет Левки. Самоуверенный мальчишка говорит грубо и «дерзко», как отмечает сам автор. Слова «старуха», «наплевать», «плакса»

— не ругательства, но тем не менее они подчеркивают неуважительное отношение подростка к престарелой соседке, сделавшей ему замечание.

Иначе писательница показывает Марью Павловну, речь которой мягкая и добрая. Она даже упрекнула озорников деликатно, назвав их занятие «нехорошей игрой», вместо требовательного «прекратите». К разбившим окно Сереже и Левке хозяйка обращается «ребятки» , без криков и угроз.

Нежная кличка кота — Мурлышка также характеризует пенсионерку с положительной стороны.

Таким образом, при помощи вложенных в уста героев слов Осеева создала полные портреты героев: доброй интеллигентной Марьи Павловны и жестокого озорника Левки.




Раскрыть смысл высказывания Кронгауза: То, как мы говорим, рисует наш портрет