Рассказ Милорада Павлина «Дамаскин». «Виртуальный историзм» как характерный признак творчества писателя

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель

— Чего ты хочешь?

— Книжку.

Такой диалог ведут герои одного из произведений К. Рансмайра. Как хочется, чтобы такие слова звучали как можно чаще из уст молодежи, школьников. Ведь хорошая книга — это и утешение, и совет, а относительно произведений постмодернизма — еще и интеллектуальная разминка, тест на эрудицию, общее литературное образование и сознательное отношение к жизни, ее разнообразных проявлений.

О художественном произведении постмодернизма

и его эстетичной ценности и будем говорить на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

— Что вы знаете об авторе рассказа «Дамаскин» М. Павлине?

— Какое впечатление у вас сложилось от произведения?

— В чем особенности чтения произведения и игры писателя с читателем?

2. Краткий пересказ сюжета рассказа

Возможные варианты пересказа

В сербскую Остень приходят 800 строителей, и все по имени Йован. Они выдающиеся мастера, которые строят храмы в древнегреческом стиле.

Дочь господина Николича фон Рудки, попечителя сербских школ и судьи,

Атилия захотела, чтобы к ее свадьбе выстроили дворец, где она будет жить, и церковь, где будет венчаться. Позвали наилучших строителей — Йована Лествичника и Йована Дамаскина.

Атилия рассказала Дамаскину о своих снах-мечтах. Будто у нее родился ребенок, и она его любит и растит. А у того сына — особая примета: шрам в виде закрытого глаза.

У Дамаскина оказался такой же самый шрам.

Читатели попадают на первый «перекресток» и читают или о дворце, или о третьем храме, которые строятся одновременно. Йован, строитель церкви, показывает чертежи трех церквей — зеленой, желтой и сиреневой.

Как-то господину сообщили, что церковь перестали строить, так как перестал расти самшит. Когда Николич спросил, почему не растет самшит, ему ответили: «Где-то вы согрешили, господин Николич. Что-то вы задолжали, кому-то ото рта ломоть хлеба оторвали.

Когда покаетесь и заслужите прощение, долг вернете». А господин в самом деле задолжал строителям.

Дворец тоже стоит недостроенный. На Дамаскина кто-то напал и поранил, поэтому он исчез. Атилия хочет его разыскать, идет во дворец.

Читатель снова оказывается на «перекрестке» и может читать или о столовой, или о спальне.

Атилия понимает, что Дамаскин зашифровал ей послание в названиях мебели, в рисунках на потолке. Она начинает разгадывать, пользуясь компасом и циркулем, догадывается, в какие места ее зовут, и едет туда. Все указывает на один монастырь. Атилию со свитой хорошо там принимают. Дочь пишет отцу письма с впечатлениями о поездке, местности, гостеприимности монахов.

На обратной дороге к девушке в карету подсаживается молодой мужчина, похожий на ее жениха Александра, и дает книгу, в которой описано точно такими словами, как она писала, путешествие в монастырь. Но книга называется «Жизнеописание генерал-майора и кавалера Симеона, сына Стефана Пищевича в годах 1744-1784». Атилия испытывает удивление.

Между ней и новолунием происходит любовная сцена. Атилии кажется, что это Александр, она не замечает отрубленного указательного пальца у юноши.

Вернувшись домой, Атилия рассчитывается с долгами отца и извиняется перед строителями; по знакам в спальне снова догадывается, что Дамаскин ее зовет. Высчитывает маршрут и едет. Конечный пункт — монастырь, который, оказывается, принадлежит ей самой.

В подарок она получает еще два обручальных кольца и… отрубленный палец в сундучке.

IV. Формирование умений и навыков.

Воспроизведение «местного колорита: балканские имена, географические названия; бытовые детали

…Что можно сказать о домах? Просто, некоторые из них имеют дарование нас любить, а некоторые — ни. Дома — это по сути беспрерывная переписка между домом и теми, кто в них живет.

Парадоксальные портреты. Один из строителей был старый, испуганный человечек, короткорукий и такой молчаливый человек, что когда его принуждали заговорить, рот его хлопал, будто рыбий пузырь.

Дамаскин был красивый, но левша, с крепкими икрами и плотной черной бородой с золотым крючком. Локти и запястья у него были перевязаны белыми платками, как это делают саблисты. Когда они нападают, платки развеваются и сбивают с толку неприятеля — тот не знает точно, с какой стороны нужно ждать удара. Но молодой Дамаскин не носил ни сабли, ни ножа.

Почти все время молчал, хотя непрерывно что-то делал руками.

Каталогизация, «вязание слов». Имена строителей, географические названия, вещи.

* Здесь и далее перевод О. Микитенко.

3. Определение традиционных художественных средств, использованных автором в рассказе

Ирония — неизвестному, который напал на спящего Дамаскина, не удалось его убить, так как вдруг «досадно заворчало в животе»;

Гипербола — у Атилии так много мечтаний и ощущений, что их каждый день приходится забывать «не пудами или килограммами, а тоннами»;

Афоризмы — «Если хочешь долго и счастливо прожить на земле, не щади себя ни в чем»;

Эпитеты, сравнения и др.

4. Составление графического содержания рассказа.

Рассказ для компьютера и циркуля: Дамаскин Строители Обед

Первый перекресток

Третий храм Дворец

Второй перекресток

Столовая Спальня

5. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».

— Можно ли вынести какие-то моральные уроки из рассказа?

Ожидаемые ответы

— Нужно заботиться о «храме души».

— Грехи необходимо заслужить прощением, а долги платить.

— Любовь — странное и непредвиденное чувство.

V. Домашняя задача

Знать содержание рассказа. Уметь определять черты постмодернизма, анализировать произведение.

Прочитать роман П. Коэльо «Алхимик».

Подготовиться к беседе по произведению.

Индивидуальная задача: подготовить сообщение о жизненном и творческом пути П. Коэльо.

VI. Итоги урока

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

Мое впечатление от произведения М. Павлина после литературоведческого анализа…




Рассказ Милорада Павлина «Дамаскин». «Виртуальный историзм» как характерный признак творчества писателя