Рассказ Нилушка

Не все рассказы книги «По Руси» содержали в себе народные типы; некоторые подходили к проблеме русского национального характера «с другого конца»: они опровергали ложные представления о нем. В рассказе «Нилушка» оспорено убеждение, что отличительными чертами русского народа являются безропотность, всепрощение, вселюбие и что полнее всего эти черты выразились в «праведниках» — блаженных. Полемическое острие рассказа нацелено, разумеется, не в блаженного Нилушку, а в таких, .ч как торговец и закладчик Вологонов, который

пытается научить Нилушку разным внушающим смирение словам.

Для Вологонова характерно такое рассуждение: «…безумные да блаженные любезны господу превыше умников… Блаженные — во святых, а дерзновенные — где?» В рассказе «Па пароходе» опровергается представление о русском народе как о воплощении «карамазовского» начала. К 1913 году, когда был опубликован этот рассказ, относились и знаменитые статьи М. Горького «О «карамазовщине» и «Еще о «карамазовщине», полемизировавшие с реакционными сторонами творчества Ф. М. Достоевского.

В рассказе «На пароходе» заключена такая

же полемика, только ей придан сатирический оттенок. Наиболее интересен в этом ряду рассказ «Калинин», в котором нарисована фигура бродяги, подобного многим героям раннего горьковского творчества. В этом произведении наносится удар анархистским представлениям о русском пароде.

В этой связи стоит обратить внимание на следующее: хотя в книге «По Руси» М. Горький часто обращается к тому же «голодному году», о котором шла речь и в его ранних рассказах,- в центре внимания писателя оказываются уже иные явления. Во многих рассказах 90-х годов на первом плане были образы босяков и других людей, в той или иной мере «выламывающихся» из обычной, «нормальной» жизни, а фигуры людей труда, в том числе согнанных голодом с родных мест крестьян, составляли лишь фон. Правда, этот фон был очень важен, очень активен и пронизан горячим авторским сочувствием, по все-таки это был фон. В написанной через полтора-два десятилетия книге «По Руси» мы видим иное: здесь на первом плане — «голодающие», масса, люди труда, а босяки и бродяги — лишь детали фона. Исключение составляет рассказ «Калинин», но его герой дан в несколько ином освещении — более критическом, чем близкие ему персонажи раннего горьковского творчества.

Те также не выдавались М. Горьким за положительных героев — он всегда отрицательно относился к их анархическим стремлениям, к их индивидуализму. Однако, пройдя через революцию 1905-1907 годов, став марксистом и подняв свое творчество на высоту социалистического реализма, писатель отнесся к многим сторонам действительности гораздо более определенно и последовательно, чем прежде.

Источники:

    Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.-М.: Худож. лит., 1982.-590с —

Аннотация:

В том вошли цикл рассказов «По Руси» и «Дело Артамоновых» — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.




Рассказ Нилушка