Рассказ о Безуховых в эпилоге романа «Война и мир»

Были ли счастливы Безуховы? Наташа, как и Марья, поглощена семьей. Рассказывая о том, насколько «опустилась» Наташа после замужества, Толстой полемизировал с движением за женскую эмансипацию, обострившимся в России в конце шестидесятых годовпредварил новый портрет Наташи ядовитой фразой: «Наташа жила в таком отсталом веке и была так недоразвита, что ей простится то, что чем больше она вникала не умом, а всей душой, всем существом своим в занимавший ее предмет», тем больше она сосредотачивала на нем свои силы.

Не «самку» в грубом

смысле изобразил Толстой в Наташе, как это в большинстве работ отмечено. Хотя он сам говорил, что в ней чаще «видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка», но на самом деле в образе Наташи создан тот идеал женщины, который соответствовал мировоззрению Толстого.

Наташа погрузилась в семью, но несколько иначе, чем Марья. «Нося, рожая, кормя детей», она в то же время принимала «участие в каждой минуте жизни мужа». В этом была ее сила.

Пьер «со времени женитьбы, после необычайных открытий, сделанных им о том, что настоящее супружество есть подвластность, с удовольствием покорился своей участи

и в этой подвластности нашел новые силы и опору».

Рассказ о Безуховых пронизан мыслью о том, что они во всем всегда внутренне между собой согласны. Интересы Пьера, его участие в общественной жизни, его мировоззрение близко и дорого Наташе. «Всему, что было умственным, отвлеченным делом мужа, она приписывала, не понимая его, огромную важность и постоянно находилась в страхе быть помехой в этой деятельности мужа». Ради того, чтобы подчеркнуть душевное единство супругов, создана короткая сцена в детской после возвращения Пьера из Петербурга. «Несмотря на многое интересное, что нужно было переговорить, ребенок в колпачке с качающейся головой поглощал все внимание Пьера».

Роль Наташи, выходила за пределы семьи. Если бы осуществился замысел романа «Декабристы», судьба Наташи стали бы судьбой жены декабриста. Завершает эпилог пятнадцатилетний Николенька Болконский. Своего дядю Николая он любил, но «с чуть заметным оттенком презрения». Предметом его «восхищения и страстной любви» был Пьер.

Николенька «не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».

Он слушал спор Пьера с Николаем, и «всякое слово Пьера жгло его сердце». Ему важно было узнать, согласился ли бы с Пьером его отец. Пьер подтвердил это. Взволновавший мальчика спор претворился в страшный сон, увиденный им в ту же ночь. Он видел себя и Пьера в касках впереди огромного войска, «легко и радостно несущимся к цели».

Пьер вдруг заменился отцом, который «ласкал и жалел» сына. Проснувшись от рыданий, Николенька думал о том, какой «чудный человек» дядя Пьер, и мечтал о том, что он сделает то, чем бы отец его был доволен. В эпилоге нет князя Андрея; его роль продолжит сын, будущий декабрист.

Когда, много лет спустя, Толстого спросили, должен ли был бы Николенька Болконский выступить в романе из эпохи декабристов, Толстой «с улыбкой, осветившей его лицо, сказал: — О, да! Непременно!» Повествование о судьбе «полу-вымышленных» героев романа закончено. Оно вылилось из-под пера автора стройно и не подвергалось переделкам ни в плане идейном, ни композиционном.




Рассказ о Безуховых в эпилоге романа «Война и мир»