Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»
Михаил Афанасьевич Булгаков мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от него. Любое произведение этого писателя кладезь мыслей, богатейшего русского языка и юмора, часто переходящего в сатиру и сарказм. Мне же хочется поговорить о повести Собачье сердце, написанной Булгаковым в 1925 году.
Автор явно не надеялся, что в обозримом будущем его творение увидит свет,
Зная, что повесть не будет напечатана, Михаил Афанасьевич отводит душу на ее страницах. Он устами своего героя, профессора Преображенского, говорит все, что думает о Советской власти, о нововведениях и порядках. У профессора нет достойного оппонента.
Есть благодарные слушатели в лице ассистента Борменталя и секретарши Зины и противники: Швондер, Шариков и их последователи и соратники. Но Филипп Филиппович говорит скорее для себя.
Он рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение.
Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что новоблагословенная очень приличная.
Тридцать градусов. Филипп Филиппович возражает: Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, потом он пророчески добавляет: они туда что угодно могут плеснуть. Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы.
И чем дальше Булгаков разворачивает повествование, тем яснее и четче встает перед нами картина жизни тех лет.
Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют лишнюю жилплощадь у буржуев. Без тени иронии Швондер и его подчиненные предлагают профессору Преображенскому потесниться, так как у него аж семь комнат. На вопрос Филиппа Филипповича, где же он будет обедать, они ему хором отвечают: В спальне…
Профессор возмущенно возражает: Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной!., и принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди….
Преображенскому удалось отстоять свое право на все комнаты благодаря сильным покровителям, а вот его сосед Федор Павлович поехал за ширмами и кирпичом. Перегородки будут ставить. И ведь на долгие десятилетия эти перегородки, изуродовавшие квартиры, внесшие в русский язык понятие коммуналка, утвердились в новой жизни.
До сей поры мы знаем, что многие люди живут семьями в одной комнате, не имея возможности уединиться, подумать, позаниматься в спокойной обстановке. Тогда целью жизни становится не овладение профессией, духовный и культурный рост личности, а желание обрести нормальное жилье любыми средствами.
И для многих эта цель так и остается несбыточной. Булгаков в повести Собачье сердце не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда никто вдруг становится всем, но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы. Для того чтобы строить новое общество, надо обладать не только силой и желанием его создать, но необходимы глубокие знания, в том числе и истории, так как все повторяется в этой жизни вначале как трагедия, а потом как фарс.
В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которую с успехом будут осуществлять долгие годы в Ресефесере: Взять все да и поделить…
Дело нехитрое. А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет…. А далее Преображенский, на мой взгляд, гениально объясняет бесперспективность такого государства, поставившего все на неучей: …вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо…
А вы позволяете себе, с развязностью совершенно невыносимой, подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить…. Много еще можно найти в повести Собачье сердце объяснений нашему теперешнему краху, логично вытекшему из всего заложенного в начале образования СССР. Я же не перестаю восхищаться гениальностью Михаила Афанасьевича Булгакова и его творений.
Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством ненавистью к тем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии, ненависти бедных к богатым, ненависти необразованных к интеллигенции.
Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности.
У него даже есть духовный наставник председатель домкома Швондер. Шариков подходит Швондеру у него низкое социальное происхождение и пустое сознание.
И карьера Шарикова поистине удивительна от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Ну, кошки еще понятно пережиток прошлого.
Но собак-то за что. И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое.
Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги, просто еще не понимает, что следующей жертвой будет он сам.
Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на местьВедь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими.
Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости.
Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-либо для всех, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха в головах».
Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска.
Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних. Люди сами творят разруху и шариковщину. В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность.
Только вместо угодливости и покорности к вышестоящим у них появляется та же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть шариковы получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны. В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку.
В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак.
Настоящие шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком большую Цену.
Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам.
Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце»