Разбитая мечта о славе Жюльена Сореля

Школьное сочинение по мотивам романа Фредерика Стендаля «Красное и черное». Рекомендовано школьной программой по изучению зарубежной литературы для 11 классов. Наилучшие книжки — это те, каждую страницу которых читаешь с огромным увлечением.

Именно такой книгой является роман Стендаля «Красное и черное». Ее замысел возник осенней ночи 1829 года. Толчком к нему газетная публикация, которая рассказывала о домашнем учителе Антуане Берте, который влюбился в хозяйку дома, где арендовал квартиру, а потом из ревности старался ее застрелить

и в конце концов был осужден и казнен 23 февраля 1828 года. Жюльену Сорелю, чей голос писатель слышит так ясно и четко, как свой собственный, этому гувернеру с тонкими, почти женскими чертами лица Стендаль искренне отдал все свое вдохновение. Жюльен Сорель, крестьянин за происхождением, готов пойти на любые испытания, лишь бы достичь исполнения желания, свойственного для простолюдина — попасть в высший мир.

Имея болезненное честолюбие и жажду эгоизма, он все время убеждал себя в том, что нельзя останавливаться, нельзя отдыхать, так как нужно действовать.

Избирая карьеру священника, юноша был уверен, что

она откроет ему путь к осуществлению тайных мечтаний. Кроме того, священник в сорок лет получают больше чем генералы Наполеона, его кумира, духовного отца. Но, став гувернером, он быстро понял, что во Франции 1828 года нельзя подняться из низов без помощи титулованной дамы. Постигши, что любовь такой женщины открывает широкие горизонты для каждого, кто стремится отличить себя из толпы простолюдинов, он всю свою энергию направил на то, чтобы влюбить у себя мадам де Реналь.

Отгадать сокровенный замысел волшебного гувернера ей не удалось, так как настоящая любовь не умеет думать. Тем не менее, Жюльен был влюблен в нее исключительно из расчета. Всегда все в своей жизни рассчитывать, быть бесстыдным в достижении цели, этому Жюльен научился еще в семинарии. Он воображал, как де Реналь первой упадет ему в объятие, расплачется у него на груди. И это было бы огромной местью за то, что богатеи считают и считали его человеком второго сорта.

Стендаль пренебрегал парижские салоны с их правилами «красивого вкуса», тщеславием и чужими для него обычаями. И не дай же Бог показать там себя неудачником или смешным и доверчивым человеком! Именно туда, в Париж, в водоворот салонной жизни прибыл любимец автора, Жюльен Сорель. Это было время, когда слава Наполеона перестала быть ведущей звездой для тех, кто выбрал карьеру буржуа.

В моде были успех любой ценой, сановная должность, красноречие. Именно в настоящее время Жюльен виднеется, чтобы общество признало его достоинства и таланты. Но в высших кругах, к которым стремится попасть крестьянский мальчик, не признают этих качеств.

И Наполеон, о котором он так пылко мечтал, был уже в прошлом, так как, вместо героев, пришли тупые торговцы, которые стали настоящими героями эпохи, в которую жил Сорель.

Стендаль понимал, что представление его героя о счастье, успехе в жизни — фальшивые и губительные. Куда они могут завести мальчика? Ведь путь вранья и лицемерия ведет к гибели.

Хотя как жалеет за своим любимцем автор, но он твердо решил, что Жюльен должен нести наказание за свой ошибочный жизненный выбор, за то, что всем своим естеством был верным эгоистической обязанности, за то, что любое поражение в своей жизни считал, как и сановные вельможи, потерей собственного лица. Это было наибольшее проявление тщеславия. На суде Жюльен выступил с пылкой речью, будто подводя итог своей собственной жизни и признавая поражение: «Господа!

Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моей личности вы видите крестьянина, восставшего против плачевности своей судьбы». Таким образом, Сорель понимал, что судить его будут не столько за совершенное преступление, сколько за то, что он отважился переступить границу, которая отделяла его от высших кругов общества.

После написания романа Стендаль некоторое время ощущал эхо выстрелов Жюльена Сореля, выстрелов, которые символизировали вызов судьбы, вызов натур величественных и романтических сильным миру сего, вызов, который никого еще не привел к счастью. Жизнь Жюльена — это дотла разбитая мечта о славе, мечта, построенная на лицемерии и наполеоновской гордыне.

Наполеон, как сказал Александр Пушкина, — «властитель человеческих судеб». Под звездой славы этой личности проходило не одна человеческая жизнь. Героический генерал, который спас Республику, прельстившись мишурой короны, теряет власть.

Фредерики Стендаль являлся горячим сторонником Наполеона, обожествлял его. В 1817-1818 годах французский писатель работал над книгой «Жизнь Наполеона», где старался показать чрезвычайную личность, величественную своим умом, энергией, железной волей. Как и Стендаль, герой его романа «Красное и черное» — сын героической и романтической эпохи.

В детстве Жюльен с трепетным чувством наблюдал наполеоновских драгун. Замирал от увлечения, когда слушал рассказы об озаренных славой победы битвы большой армии. Будучи еще ребенком, Жюльен Сорель «грезил военной службой», воображал, что он тоже, как и его кумир Наполеон, пробьется в высшие круги общества.

Но свои возможности герой романа измеряет возможностями революционных пор, которые уже отошли в прошлое. Жюльен становится гувернером, и, вместо поля битвы, его ждут узкие коридоры, по которым пробиваются к денегам герои нового времени. Определив для себя, что быть священником сейчас лучше, Сорель натаскивает на себя черную униформу, которая так не пасовала к его красивому лицу.

При Наполеоне такой юноша смог бы быстро выдвинуться, отличиться из толпы, сделать блестящую карьеру. Но и в новые времена молодой честолюбец был в состоянии сделать карьера, хотя и в пределах, которые определила для талантливого крестьянского сына Реставрация. Честолюбивый Жюльен в одиночестве читает об итальянской компании Наполеона и его пребывание на острове Святой Елены. Юноша грезит своим кумиром, виднеется подняться на ту же высоту, которой достиг Наполеон. Человек, который проложил себе путь одной шпагой, заслуживал на то, чтобы его портрет сохраняли в тайном месте.

Все, о чем думал Жюльен в первые дни своей самостоятельной жизни. Замечание Бонапарта относительно моды, прочитанные им книжки — все это было для юноши руководством к действию. Даже о завоевании гордого сердца мадам де Реналь он думал как, о завоевании новой крепости.

Стихия юноши — это героика подвигов, тем не менее, он поздно появился на земле, так как подвиги уже никому не нужны. Но он все одно идет в бой — один против всех, — и в своем воображении уже побеждает врагов, как и герой его мечтаний.

Жюльен — гордый и одинокий человек. Мысль о судьбе Наполеона связана в романе с образом ястреба. Этот хищник кажется Сорелю воплощением силы и одинокости, он завидует ястребу-перепелятнику, в котором усматривает самого Наполеона. Чтобы вырваться из клетки жалкой жизни, чтобы победить врагов — провинциальных богатеев и столичную аристократию, чтобы завоевать успех, нужно быть сильным, как эта птица. Необходимо быть пыльным, каждую минуту готовым к атаке.

И Жюльен находит в себе силы бросить вызов высшему миру, он, сын плотника, отказывается от защиты на суде, выступает с пылкой речью, в которой позорит то общество, к которому старался во что бы то ни стало попасть. Он — волевая и муж-, ня человек, умеет жертвовать собой в нужен время и благоприятную минуту, но некогда не разрешает потоптать своего человеческого достоинства. Свое увлечение Наполеоном Стендаль целиком передал любимому герою — Жюльену Сорелю, но сам сознавал двойную сущность Бонапарта: с одной стороны — тиран император, честолюбивый завоеватель. С другого — национальный герой, генерал революционной армии, идеализированный культом Наполеона.

В своих произведениях большой французский писатель старался показать именно эти две стороны личности императора — героическую и хищную, через мировосприятие своих героев.




Разбитая мечта о славе Жюльена Сореля