Разделяете ли вы убеждение Неустроева о том, что «Очарованный странник» Лескова представляет собой полижанровое литературное произведение?
Разделяете ли вы убеждение Д. В. Неустроева о том, что «Очарованный странник» Н. С. Лескова представляет собой полижанровое литературное произведение?
Формируя развернутое суждение, вспомните бытующее в литературоведении мнение, согласно которому жанр «Очарованного странника» не имеет точного определения и может быть представлен различными терминами.
Исследуйте жанровую природу «Очарованного странника» и представьте систему доказательств, свидетельствующих о том, что сочинение Н. С. Лескова не укладывается в традиционную систему жанров.
Отметьте хроникальную «ленточную» композицию, покажите ведущую роль житийной традиции, объясните, что сказ как художественная доминанта и особая форма прозаического повествования позволяет говорить о полижанровой структуре произведения.
Охарактеризуйте специфику сказа, который представляет собой сложную коммуникативную систему, состоящую из двух адресантов и двух адресатов с установкой на чужую устную речь.
Объясните, что природа жанра проявляется и в сюжетно-композиционной организации текста с ее пространственно-временной спецификой. Представьте один из ключевых композиционных приемов — антитезис. Покажите, что в жизни главного героя эпизоды перемежаются по принципу «устойчивая жизнь — бегство», «праведная жизнь — неправедная жизнь», «свобода — несвобода».
Таким образом, «Очарованный странник» строится на чередовании испытания и странствия.
В заключении согласитесь с мнением исследователя о том, что «Очарованный странник», уходящий своими корнями в библейские тексты, устное народное творчество, древнерусскую литературу и опирающийся на традицию сказовой прозы XIX века, представляет собой сложное полижанровое образование.
Разделяете ли вы убеждение Неустроева о том, что «Очарованный странник» Лескова представляет собой полижанровое литературное произведение?