Раздумья о жизни и смерти в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»
Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие. Такие раздумья являются составляющей всех великих произведений литературы и искусства. В романе «Герой нашего времени», составленного из рассказов разных людей, Лермонтов подает и их представления о жизни и смерти.
А они, жизнь и смерть, всегда рядом — и в курортных городках на водах, и среди бедных горных поселений, и среди контрабандистов.
Когда Бела умирает, он поражен ее смертью: «Видел я много, когда люди умирают в госпиталях и на полях битв, только все это не то, совсем не то!..» Максим Максимович сам делает для Бели гроб, украшает его черкесскими тайнами… Он сочувствует Печорину: «Я б на его месте умер из горя»,
Максим Максимович воспринимает жизнь такой, какой она есть, ему нравится общаться, помогать людям. Он старательный и порядочный офицер, умеет хорошо и вкусно готовить, устраивать быт, любит красивые вещи, обожествляет охоту. Иногда говорят, что Печорин холодный одиночка, и это не так! Он любит дикарку Белу, возможно, не только как женщину, а и как ребенка, но просто не способен дарить ей много времени.
Ему скучно с ней, поэтому Печорин постоянно оставляет ее дома саму, не считаясь с ее слезами. По-своему он любит и понимает Максима Максимовича, иронического, упрямого, сварливого штабс-капитана.
А сам автор, тот, кто, рассказывает о Печорине, Максиме Максимовиче, Беле? Поскольку он писатель, итак любит разговаривать о своих героях, видеть новые края. Однако, развернув однажды «Героя нашего времени», можно прийти в изумление.
В начале части, которая имеет название «Журнал Печорина» написано: «Недавно я услышал, что Печорин, возвращая из Персии, умер. Эта весть меня обрадывала…» Как же так? Неужели можно радоваться с того, что кто-то умер, хотя и не близкий или мало знакомый человек? Понятно, что автор не может дождаться, когда можно будет напечатать дневник Печорина, но не ощущать радость, же?
Так, это автор — герой-одиночка, а Печорин — лишь его бледное отображение. В разделе, который имет название «Фаталист», устами Печорина Лермонтов рассказывает историю поручика Вулича, который решил подвергнуть испытанию на себе — может ли человек свободно распоряжаться собственной жизнью, или для каждого последняя минута уже определена? Это была известная русская игра, которую позднее было названо «русскою рулеткой». Вулич выиграл пари, так как ни разу не пострадал от выстрела и на следующий день тот, кто играл со смертью, был убит казаком.
Именно этот случай стал причиной того, что Печорин стал называть себя фаталистом — человеком который верит в судьбу. «Мне нравится сомневаться во всем… я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться — и смерть не обойдешь!..»
Интересно, что именно этими мыслями из дневника Печорина о смерти Лермонтов заканчивает свой роман о русском офицере-фаталисте. Сам Лермонтов, понимал, что именно фатализм помогают воинам преодолеть страх смерти. 8 июля 1841 г. Лермонтова вызвал на дуэль М. Мартинов.
15 июня возле подножия воспетой им горы Машук поэт был убит.
Раздумья о жизни и смерти в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»